Нахождение неизвестного слагаемого.

nahozhdenie neizvestnogo slagaemogo Изучение счета

Рассмотрим методы и приемы нахождения неизвестных компонентов в каждом арифметическом действии.

К нахождению неизвестного слагаемого можно подвести учащихся путем решения соответствующих примеров или путем преобразования задачи с известными слагаемыми в обратные задачи. Лучше избрать первый путь, начав с устного решения примеров вида: Сколько надо прибавить к 42, чтобы получить 60? К. какому числу надо прибавить 15, чтобы в сумме получить 50? Такие упражнения затем предлагаются в форме 32 + X = 40; X + 25 = 70. На наборное полотно можно поставить известнее слагаемое и сумму. Буква х пишется на листочке бумаги или картона, на обороте которого дан ответ.

После устного решения листок поворачивается обратной стороной и тем самым проверяется правильность решения.

64 +  Неизвестное = 90 (первоанчальное положение)

64 +  Неизвестное = 90 (проверка решения)

Решение примеров сопровождается их анализом с помощью вопросов: Как называются числа при сложении? Что было известно в данном примере? Что неизвестно? Каким действием мы нашли неизвестное слагаемое?

После нескольких упражнений ученики второго класса могут самостоятельно сделать вывод о способе нахождения неизвестного слагаемого. Ученики сами составляют и решают составленные примеры на нахождение неизвестного слагаемого, убеждаясь при этом, что сумма должна быть больше известного слагаемого или равна ему.

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого решаются учениками на основе рассуждения. Не исключена, однако, возможность решения этих задач и при помощи уравнений.

В третьем классе упражнения могут включать примеры как с отвлеченными, так и с именованными числами. Можно, например, раздать ученикам карточки с группой примеров:

 Первое слагаемое Второе слагаемое Сумма
 4736
X
3ц 86кг
 X
5м 37см
X
 10100
8м 12см
10т

При реешнии примеров, содержащих Х, запись можно оформить следующим образом:

X + 216 = 538

538 – 216 = 322

X = 322

Некоторые примеры решаются с проверкой, при этом запись имеет следующий вид:

246 + Х = 570           Проверка:

570 – 246 = 324        246 + 324 = 570

Х = 324

В качестве самостоятельной работы можно предложить ученикам составлять и решать свои примеры, в том числе и такие, которые связаны с порядком выполнения арифмитических действий. Например:

Х + 48 х 21 = 17400   21518 : 203 + Х = 500

Полезно включать и задания на составление уравнений, в которых неизвестное слагаемое обозначается буквой х. Например: Какое число надо прибавить к 675, чтобы в сумме получить 4327? К какому, числу надо прибавить 759, чтобы в сумме получить 2156? Какое число надо прибавить к 65, чтобы в сумме получить 65?

Если введен термин уравнение, то эти задания даются в виде предложения сначала составить уравнение, а потом решить его, то есть найти неизвестную величину.

Следует подвести учеников к выводу, что умение находить неизвестное слагаемое по сумме и другому слагаемому позволяет проверить правильность выполнения сложения при помощи вычитания. Этот вывод дети могут сделать самостоятельно. Примеры для решения с проверкой даются более трудные с отвлеченными и именован’ ными числами.

К нахождению неизвестного слагаемого можно подойти и при помощи задач, как это сделано, например, в учебнике для IV класса.

3адача № 567. Запишите решение следующих задач:

  1. Школьники посадили в первый день 60 деревьев, во в/парой день— 80 деревьев. Сколько деревьев посадили школьники за 2 дни?
  2. За 2 дня школьники посадили 140 деревьев, из них в первый день — 60 деревьев. Сколько деревьев посадили школьники во второй день?
  3. За 2 дня школьники посадили 140 деревьев, из них во второй день — 80 деревьев. Сколько деревьев посадили школьники в первый день? Каким действием во второй и третьей задачах находятся слагаемые, данные в первой задаче?

На основании этих задач делается вывод о способе нахождения неизвестного слагаемого. Такой путь возможен, но он недостаточно эффективен, так как за текстом задач ученикам трудно обнаружить, что требуется найти неизвестное слагаемое и каким способом оно находится. Поэтому лучше сделать вывод на основе решения примеров, как это показано выше.

Однако такие задачи полезно решать уже после того, как изучена зависимость между слагаемыми и суммой, причем решению задач надо придать иной характер. Не следует предлагать все три задачи подряд. Решив первую задачу, устанавливается, каким действием она была решена, что было известно и что надо было найти. Затем предлагается ученикам составить две обратные задачи, выяснить, что теперь известно, что требуется найти и каким действием отыскивается неизвестное слагаемое.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment