I. Мобилизующий этап
На доске записаны слова: бегемот, беркут, бык
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся выполняют задание вслух.)
Учитель. Назовите эти слова в порядке увеличения в них количества слогов. Какое слово надо назвать первым?
Ученик. Первое слово бык. В нем один слог.
Ученик. Второе слово беркут. В нем два слога.
Ученик. Третье слово бегемот. В нем три слога.
Учитель. Какое слово по значению можно выделить?
Ученик. Можно выделить слово беркут. Оно обозначает название птицы, а слова бык и бегемот не являются названиями птицы.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Найдите букву, которая есть в каждом из этих слов. Определите, какая она в них: строчная или заглавная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В каждом из слов бык, беркут, бегемот есть буква б. В этих словах она строчная. (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву б, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для развития мышц руки
IV. Штриховка изображения бегемота
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы б
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы б;
2) письмо учащимися строчной буквы б мокрой кисточкой на доске;
3) письмо учащимися строчной буквы б в прописях по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний: бу бы бл бе
Учитель. Запишите буквосочетания с буквой б. Первыми – буквосочетания с гласными, а затем – с согласными буквами. (Учащиеся пишут с комментированием и указанием способа соединения букв.) /
Учитель. Расскажите, в какой закономерности вы запишете данные буквосочетания.
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске слова:
барсук, бурундук, бобры.
Учитель. Прочитайте записанные слова. Выделите каждое слово по какому-либо признаку. Выделенные слова запипгате. Напишите первое выделенное слово.
Ученик. Можно выделить слово бурундук. В нем три слога, а в остальных по два. (Учащиеся записывают слово бурундук)
Ученик. В слове барсук больше глухих согласных, чем в остальных словах. (Учащиеся пишут слово барсук.)
VIII. Письмо предложения
Учитель. Мы сегодня много говорим и пишем о животных. В пословице тоже речь идет о животном. Вот ее неполная запись:
И…… добро помнит.
В пропущенном названии животного шесть букв, шесть звуков, три слога; ударение надает на второй слог. В слове есть буква по теме урока. (Учащиеся восстанавливают пропущенное слово. Правильный вариант: И собака добро помнит. Предложение записывается с комментированием, обсуждается ее смысл.)
IX. Итог урока
Учитель. С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007