Первый день для ребёнка, только что поступившего в школу, остаётся в его памяти на всю жизнь. Поэтому очень важно, чтобы этот день для него был светлым и радостным. Старшие школьники под руководством заведующего школой должны заботливо украсить школу и особенно класс, предназначенный для малышей. Встреча детей заведующим школой, учителями и старшими товарищами и первое знакомство со школой, классом и его обстановкой заканчиваются играми, пением. Старшие школьники вовлекают в свой коллектив новых маленьких товарищей. Привлекательный вид класса, чистота и порядок в школе, приветливое отношение учителей и старших школьников с первых же дней учения вызывают у детей интерес к школе и воспитывают любовное отношение к ней.
Дети, поступившие в школу, постепенно привыкают к её порядкам и режиму. Прежде всего каждый из детей должен знать своё место. Учитель в первый же день занятий рассаживает детей по росту за парты и показывает, как надо сидеть на уроке. Затем он знакомится с детьми. Дети должны знать, как зовут учителя и как к нему надо обращаться. Учитель рассказывает детям о школе, об её порядках, о том, как надо себя вести, как относиться к своим товарищам.
Особую заботу учитель проявляет о физическом воспитании детей. На каждом уроке он тщательно наблюдает за тем, как дети сидят за партами, исправляет неправильную посадку, следит за правильным положением корпуса при письме, предупреждая искривление позвоночника.
Учитывая относительную слабость организма детей семилетнего возраста, учитель в течение первого полугодия, да и в дальнейшем, устраивает в середине урока небольшие 5 — 7-минутные перерывы, которые заполняет физическими упражнениями и лёгкими играми, не требующими выхода из класса. С этой же целью во время перемен он организует подвижные игры детей. В тёплые и ясные дни, особенно осенью и весной, учитель проводит отдельные уроки на свежем воздухе. После уроков, в хорошую погоду, устраивает прогулки с детьми и проводит массовые игры на открытом воздухе.
Развитие речи детей, расширение и уточнение их словаря с первых же шагов обучения должно быть предметом особого внимания учителя и основой всех его занятий с детьми. С развитием речи необходимо тесно связать развитие у детей наблюдательности. Наблюдая с детьми предметы и явления окружающего их мира, учитель учит детей правильно называть их, связывая таким образом новые для детей слова с конкретным содержанием. В этих же целях учитель тщательно обставляет занятия наглядными пособиями, совершает с детьми экскурсии, даёт детям небольшие поручения по наблюдению за природой.
Систематически следя за развитием речи детей, за их ответами и рассказами, учитель внимательно исправляет торопливые и подчас непродуманные ответы детей, приучает отвечать точно и полно, учит правильно употреблять слова и последовательно рассказывать.
Дети семилетнего возраста не обладают устойчивым вниманием, у них нет ещё и достаточного прилежания.
В 1 классе могут быть дети восьмилетнего возраста, более развитые, чем семилетки. Ориентируясь в своей работе на семилеток, учитель тем не менее должен уделять внимание и детям восьмилетнего возраста, предлагая им на уроках более трудные вопросы и задания и давая более сложные поручения.
Заведующий школой и учитель, ведущий 1 класс, должны создать все условия для того, чтобы учебная работа с семилетками протекала успешно. Детям надо всегда оказывать помощь и поддержку там, где они сами не в состоянии справиться.
Проявление внимания к детям и заботы о них со стороны учителя является непременным условием для воспитания у детей любви и привязанности к школе, а отсюда — и к учению.
Учащиеся 2 — 4 классов обычно за лето несколько отвыкают от школьных порядков и многое забывают из того, что они уже изучали и к чему приучались в школе. Поэтому с первых же дней занятий надо принять меры к созданию твёрдого режима в учебных занятиях. Детям надо напомнить о времени прихода в школу, о поведении на уроках и во время перемен, о режиме дня и т. д.
Большое значение для успешного обучения, как уже было сказано выше, имеет основательное повторение в начале года материала, пройденного в предыдущем классе. Можно с уверенностью сказать, что отставание, которое очень часто обнаруживается у детей в первом полугодии, есть следствие плохой подготовки учащихся к изучению нового программного материала. Конечно, повторять из пройденного надо не всё, а лишь то, в чём дети обнаруживают незнание, и то, что является основой для изучения учебного материала в первой четверти. Поэтому повторение в начале года должно идти вслед за учётом знаний учащихся. Проверке знаний и навыков, с которыми дети пришли в школу после каникул, необходимо уделить особое внимание. Здесь нельзя ограничиваться проведением только одной контрольной работы, а надо тщательно на ряде уроков проанализировать полноту и глубину знаний детей и устойчивость их навыков, особенно в области чтения, письма и счёта.
В начале года необходимо также провести в старших классах школы организацию:
1) работы звеньев пионерского отряда и составление плана пионерской работы в осенний период (заведующий школой вместе с пионервожатым);
2) дежурств по наблюдению за чистотой и порядком в классе и за хранением классных учебных принадлежностей;
3) работы детской библиотеки (ознакомление с детской литературой и составление на основе этого рекомендательных списков книг для чтения, введение дневников читателей и т. д);
4) ведения календаря природы, выпуска стенной газеты, работы кружков, хора, оркестра и пр.
Все эти мероприятия, умело проведённые заведующим школой и учителями, будут способствовать созданию дружного школьного коллектива и положат начало дальнейшему развитию интереса к учению и вместе с тем приведут к повышению успеваемости и к укреплению дисциплины в школе.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова