Согласование имени прилагательного с именем существительным. Задания.

Contents
  1. Задание 1. Рассмотрите картинки (или предметы). Ответьте на вопросы Какой ? Какая ? Какое? Какие? с помощью плана.
  2. Задание 2. Опишите предметы
  3. Задание 3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-признаки. Выделите голосом в них окончания. (Сначала логопед читает текст целиком. Затем — по предложениям, не договаривая окончания имен прилагательных. Ученики договаривают окончания имен прилагательных и произносят слово целиком.)
  4. Задание 4. Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)
  5. Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.
  6. Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.
  7. Задание 7. Прослушайте два рассказа про березу. Сравните их. Какой из рассказов вам больше понравился? Почему?
  8. Задание 8. Прослушайте рассказы. Дополните их словами-признаками, отвечая на вопросы.

Задание 1. Рассмотрите картинки (или предметы). Ответьте на вопросы Какой ? Какая ? Какое? Какие? с помощью плана.

План: размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.

Приблизительный перечень картинок или предметов : мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, зеркало, кольцо, носки, вилки, ножницы.

План: форма, цвет, какой предмет на ощупь, какой предмет на вкус.

Приблизительный перечень предметов или картинок : помидор, свекла, яблоко, дыня, лук, сливы.

Задание 2. Опишите предметы

а) форма, цвет, на ощупь, на вкус, принадлежность,

огурец, помидор, апельсин, банан, лимон, вишни

б) размер, цвет, материал, из чего сделан предмет, принадлежность

ложка, нож, платье, колготки, бусы, кольцо

Задание 3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-признаки. Выделите голосом в них окончания. (Сначала логопед читает текст целиком. Затем — по предложениям, не договаривая окончания имен прилагательных. Ученики договаривают окончания имен прилагательных и произносят слово целиком.)

Голубая пора. (Март.)

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел(ый), июнь — зелен(ый), а вот март — голуб (ой).

Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб (ые) лужи и последи (ие) голуб (ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса. Весь мир голуб(ой)!

(По Н. Сладкову.)

Задание 4. Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)

В марте небо … . Снега … . Даль … . Льды … . На снегу следы … . Лужи … . Сосульки … . Весь мир … .

Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.

Образец : Рыжая, хитрая, умная. Кто это?

Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, серенькие, колючие. Медвежата забавные, неуклюжие, доверчивые. Олень серый, рогатый, красивый. Тюлень неуклюжий, скользкий, усатый. Дерево высокое, раскидистое, зеленое. Река глубокая, широкая, полноводная. Пруд старый, заросший, тинистый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Ручьи весенние, шумные, бурливые. Озеро большое, глубокое, чистое. Дорога проселочная, ухабистая, пыльная

Задание 6. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.

Вспомните слова-признаки предыдущего задания.

(Логопед следит за правильным согласованием имен существительных с именами прилагательными.)

Образец : Лиса — зверь хитрый, умный.

Лиса — зверь … . Волк — зверь … . Белка — животное … . Тюлень — животное . . . . Медвежата — звереныши . . . . Олень — животное … . Крапива — растение … . Груша — фрукт … .Роза — цветок . . . . Морковь — овощ . . . . Береза — дерево . . . .

Сыроежка — гриб . . . . Кузнечик — насекомое . . . . Дельфины — животные . . . . Окунь — рыба . . . .

Белый снег.

Белый снег,

Белый мел.

Белый заяц

Тоже бел.

А вот белка

Не бела.

Белой даже

Не была.

(Е. Измайлов.)

В огороде.

Вот вам сладкая морковка,

Красная головка.

Вот вам желтая репка

И огурчик крепкий.

(По М. Пожаровой.)

Зимой в лесу.

Ели надели белые шапки.

Спрятали в варежках колкие лапки…

Скачет под елкой белый зайчишка,

Белый зайчишка в легком пальтишке.

Ни рукавиц у зайчишки, ни шапки,

Греют его только быстрые лапки.

(И. Пивоварова.)

Одуванчик.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик;

Подрастет — нарядится

В беленькое платьице —

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е. Благинина.)

Вот и лето подоспело.

Вот и лето подоспело —

Земляника покраснела;

Повернется к солнцу боком —

И нальется алым соком.

В поле — красная гвоздика,

Красный клевер…

Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом…

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

(М. Ивенсен.)

Загадки для заучивания.

Черный Ивашка —

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет. (Карандаш.)

***

Круглая, а не месяц,

Желтая, а не масло.

Сладкая, а не сахар.

Хвостатая, а не мышь.

(Дыня.)

***

Длинные ушки.

Хвостик короткий.

Любит капусту.

Любит морковку.

(Зайчик.)

Задание 7. Прослушайте два рассказа про березу. Сравните их. Какой из рассказов вам больше понравился? Почему?

Береза.

Из древесины березы получается фанера, мебель, лыжи, посуда и другие вещи. На стволе березы растет гриб. Из этого гриба делают лекарство.

Береза.

Красивое и полезное дерево береза. Из ее древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, прочные лыжи, легкая деревянная посуда и другие нужные вещи. На белом стволе березы растет березовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.

Задание 8. Прослушайте рассказы. Дополните их словами-признаками, отвечая на вопросы.

Осень.

Незаметно прошло ( какое ? ) … лето. Дни стали (какие?) … . Небо (какое?) …, …. Его покрывают (какие?) тучи. Как сквозь сито, сеет (к а кой?) дождь.

Июль.

Июль — богатый ягодами месяц. В июле поспела (какая?) … черника, (какая?) … смородина, (какая?) … малина. В эту пору можно найти (какой?) … подосиновик, (какой?) … рыжик и (какую?) …сыроежку.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment