Учащиеся младших классов начальной школы должны научиться с достаточной полнотой и точностью излагать письменно содержание прочитанных или прослушанных ими небольших рассказов с несложным сюжетом.
Большое значение имеет правильный подбор текстов для изложения. Тематика должна быть разнообразна и в то же время целенаправленна, подчинена задачам коммунистического воспитания; она должна давать детям пищу для размышления, вызывать яркие переживания, раскрывать богатство и содержательность жизни в социалистическом обществе.
Материалом для изложений могут служить рассказы о любимых детьми животных, о самих детях, об их жизни, забавах и развлечениях. Наряду с этим, начиная с младших классов, надо давать детям для изложения рассказы, имеющие глубокое нравственное и общественное значение: рассказы о героических трудовых подвигах людей, о поступках, в которых проявляются лучшие душевные качества советского человека, рассказы о героях Великой Отечественной войны и социалистического труда. В 4 классе время от времени надо давать для изложения рассказы или небольшие статьи исторического, географического и естествоведческого характера.
К обучению письменным изложениям учитель приступает уже в 1 классе. Начиная со второго полугодия, в этом классе проводятся специальные упражнения, непосредственно подготовляющие детей к письму изложений. Упражнения эти заключаются в письменных ответах детей на поставленные вопросы к прослушанному или прочитанному простому, коротенькому рассказу. Сначала учитель ставит вопросы так, что каждый ответ включает в себя почти все слова соответствующего вопроса. После нескольких упражнений учитель переходит к такой формулировке вопросов, при которой ответ на каждый из них повторяет лишь некоторые слова вопроса. И, наконец, вопросы ставятся так, что ответ на каждый вопрос дети должны составлять из двух-трёх предложений.
Пример проведения такого рода упражнений можно показать на изложении по вопросам рассказа «Белка». Этот рассказ во всех отношениях доступен для детей и может быть дан в самом начале проведения подготовительных упражнений. Текст этого рассказа следующий: «Белка жила в дупле. У неё были дети. Мальчики пришли и взяли белочек. Белочки стали жить в клетке».
Прежде чем читать рассказ детям, учитель спрашивает, кто видел белку живую или на картинке, какая она. Учитель выслушает высказывания детей, например: «белка рыженькая, пушистая», «белка по деревьям прыгает, орехи грызёт» и т. д., а затем спрашивает, где живут белки. Если дети не знают, им надо очень сжато, но ярко рассказать о жилище белки.
В заключение этой небольшой беседы учитель говорит детям, что о белке можно написать много интересного, но пока дети ещё не умеют писать больших рассказов, они запишут очень маленький рассказ про белку.
Учитель читает рассказ вслух и затем раскрывает в беседе с детьми его содержание и последовательность. («Про кого мы прочитали рассказ?» — «Про белку». «Что сначала мы узнали про белку?» — «Она жила в дупле». «Потом что мы узнали о белке?» — «У неё были дети» и т. д.)
После выяснения содержания и последовательности рассказа учитель открывает заранее написанные на доске вопросы: Где жила белка? Кто был у белки? Что сделали мальчики? Где стали жить белочки?
Вызванный ученик читает первый вопрос и отвечает на него. Класс слушает. Если ответ не верен, дети исправляют отвечающего. После ответа на последний вопрос учитель вызывает ещё одного ученика и даёт задание — читать снова каждый вопрос про себя и вслух давать ответы.
Вслед за этим идёт непосредственная подготовка детей к письму. Она заключается в том, что учитель объясняет, как надо работать: прочитать вопрос, обдумать ответ, прочитать внимательно те слова, которые придётся писать. Затем учитель разбирает с детьми, как надо написать трудные слова, которых нет в вопросах (в дупле, белочек, в клетке); напоминает детям, что каждое новое предложение они будут начинать с большой буквы, а в конце предложения ставить точку.
Дети приступают к письму. После выполнения работы два-три ученика по вызову учителя читают написанное ими в тетрадях и ещё раз воспроизводят последовательный ход рассказа. При этом проверяется и правильность написания отдельных слов. Следующее аналогичное упражнение может быть сделано при большей самостоятельности детей, например, запись может начинаться сразу после чтения вопросов без устных ответов. Затем упражнение ещё несколько усложняется: по установлении последовательности в рассказе дети самостоятельно читают про себя вопросы и пишут ответы на них.
Переходя ко второй группе упражнений, учитель даёт детям дополнительные разъяснения и показывает, как надо строить ответы, когда некоторые из них не повторяют слов вопроса, или когда на вопрос надо ответить двумя-тремя предложениями.
После того как дети научатся передавать рассказ по вопросам, можно перейти к письму изложений по плану. К этому учитель обычно приступает во 2 классе.
Работа начинается с тщательного предварительного разбора отдельных частей рассказа, намеченного для изложения. Учитель читает детям рассказ и проводит небольшую беседу по его содержанию.
В беседе учитель знакомит детей с частями рассказа, заголовки которых (план) заранее написаны им на доске. Учитель указывает детям, что для того, чтобы хорошо написать предложение, надо подробно разобраться в том, о чём надо писать в каждой части, в каком порядке, какие слова употребить.
По заданию учителя дети составляют отдельные предложения сначала к первой части рассказа, потом ко второй и т. д. В ряде случаев учитель обращает внимание детей на то, что можно сказать по-разному, можно, например, сказать: была весна, пришла весна, настала весна. Составляя предложения, дети вносят небольшие дополнения к тексту рассказа. Однако требовать этого от детей не следует. На первых порах надо приучать детей при изложении держаться ближе к тексту. Попутно, при составлении предложений учитель обращает внимание детей на правописание отдельных трудных слов, которые он записывает на доске. Когда таким образом все части рассказа будут проработаны, дети приступают к его изложению.
Работа над изложением в 1 и 2 классах характеризуется постепенно увеличивающейся самостоятельностью детей. План, даваемый на первых порах учителем, в дальнейшем намечается самими учащимися с помощью учителя, а затем и самостоятельно с последующей проверкой учителем.
Наряду с такого рода работами дети систематически упражняются в самостоятельном письме изложения прочитанного ими на уроке рассказа или отрывка. После разбора содержания рассказа или отрывка и орфографического разбора трудных слов дети ещё раз или два внимательно читают текст и письменно излагают его.
Обучение изложению в 3 и 4 классах проводится на более сложном материале. Дети учатся излагать повествования с элементами описания. Но структура рассказов для изложения характеризуется, как и в младших классах, прямой последовательностью в развёртывании сюжета. Постепенно вводятся рассказы с небольшим вступлением и концовкой. В текстах для 4 класса могут иметь место некоторые элементы рассуждения. Наряду с этим, дети учатся в изложениях употреблять прямую речь. Практически дети знакомятся с прямой речью уже в младших классах. Во 2 классе в письменных изложениях они учатся передавать в элементарной форме слова какого-либо одного действующего лица. В старших классах навык употребления прямой речи при письме изложений получает дальнейшее своё развитие. В 4 классе можно уже учить детей излагать письменно диалогическую речь, тем более что это теснейшим образом связывается с имеющимися в программе сведениями о пунктуации.
Начиная с 3 класса, полезно в связи с изучением грамматики несколько осложнять письменные изложения детей. Так, после ознакомления учащихся с местоимением и глаголом целесообразно дать для изложения текст, написанный от лица автора, с заданием изложить его в третьем лице, или дать задание употребить в изложении одно время вместо другого, например, настоящее вместо прошедшего и т. д.
Письменному изложению рассказов и статей в 3 и 4 классах так же, как и в младших классах, предшествует тщательная подготовительная работа над текстом. Так, например, наметив для изложения рассказ, в котором описывается степной пожар и подвиг комсомольцев, спасших от огня совхозные хлеба, учитель сначала проводит с детьми краткую беседу о степных пожарах и мерах борьбы с ними. Затем читает детям рассказ и выясняет с ними его основную идею. Учитель подводит детей к выводу: советские люди берегут государственное добро и в случае необходимости самоотверженно и дружно защищают его. Учитель разъясняет, что эту основную мысль надо отразить в изложении. Он обращает внимание детей на то, что люди бежали на пожар со всех сторон, что комсомольцы боролись с огнём самоотверженно.
После выяснения основной идеи рассказа раскрывается его план, выделяются введение и части рассказа. Причём как во введении, так и в каждой части учитель указывает детям те основные вопросы содержания, которые обязательно должны быть отражены в изложении. Так, учитель указывает на завязку рассказа с описанием места и обстановки действий, обращает внимание детей на описание картины степного пожара. Затем указывает, кто прибыл на пожар, отмечая, что первыми прибыли комсомольцы; останавливает внимание детей на яркой картине дружного тушения пожара, подчёркивая трудности положения, самоотверженность комсомольцев и т. д.
Выясняя с детьми основное содержание каждой части, учитель записывает на доске заглавия частей. Таким образом, у детей получается ясное представление о содержании и построении рассказа.
По мере развития у детей навыка в письменном изложении, постепенно отпадает надобность сначала в записи плана, а впоследствии и в формулировке заглавий отдельных частей рассказа. Установив основную идею, основные события, их внутреннюю связь и последовательность, дети уже в состоянии правильно изложить содержание рассказа.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова