Необходимость вступительных бесед перед чтением статей по истории диктуется спецификой материала и тем, что исторические знания даются в эпизодах, обычно не связанных друг с другом по содержанию. Даже в 3 классе, в программе которого имеется довольно большой материал по истории, при изложении отдельных исторических эпизодов нет строгой последовательности. От темы «Славяне» дети сразу переходят к Александру Невскому; от Минина и Пожарского — к Петру 1; от освобождения крестьян — к революции 1905 года. В головах детей будет большая путаница, если чтению этих статей не будут предпосланы беседы, в процессе которых, хотя бы в краткой, но образной и конкретной форме дети не познакомятся с особенностями исторического периода, с его важнейшими и характерными чертами. Проводя с детьми вступительную беседу, учитель мобилизует их внимание, воспроизводит в их памяти известный им исторический материал, вводит их в круг тех фактов и событий, с которыми они встретятся при чтении новой статьи или рассказа; обогащает их речь новыми словами, связанными с конкретными историческими представлениями и понятиями.
Даже в том случае, если к ряду статей даётся вначале общая вводная статья, вступительная беседа с детьми необходима. Характер такой вступительной беседы и методику её проведения можно показать, например, на беседе, предшествующей чтению статей о положении крестьян при крепостном праве и о борьбе крестьян против помещиков.
Учитель сообщает детям, какие статьи им предстоит прочитать, и напоминает о том, что раньше люди жили иначе, чем теперь. Учитель спрашивает, не знает ли кто из детей о крепостном праве, как при нём жили крестьяне. Обычно дети имеют некоторое представление о крепостном праве, и это даёт учителю основание для беседы. В этой беседе выясняется самое главное из того, что характеризует крепостное право. Во-первых, устанавливается, что это было давно, теперь уже почти нет людей, которые помнят крепостное право (1861). Далее в беседе выясняется, что вся земля тогда принадлежала помещикам, а у крестьян земли не было, и помещики заставляли крестьян работать на себя. Работать тогда было трудно: землю пахали сохой, сеяли из лукошка руками, жали хлеб серпами или косили косами, молотили цепами. Крестьяне жили бедно, впроголодь, помещики обращались с ними жестоко и имели полное право распоряжаться ими по своему желанию, даже продавать их, как скот. Учитель обращает внимание детей на рисунок, помещённый в книге. Рисунок изображает «Торг». У стола сидят два помещика. Перед ними стоит крестьянка. Один из помещиков курит трубку с длинным чубуком — это хозяин дома, где происходит торг. А другой помещик приехал покупать крестьян. Тот, кто продаёт — хозяин, — хочет продать крестьянку дороже, а тот помещик, который покупает, хочет купить дешевле. Вот они и торгуются. Отсюда название картины «Торг». Если купля удавалась, помещик-покупатель увозил крестьян к себе, часто далеко от их семей.
Так учитель подводит детей к пониманию содержания статей о крепостном праве. В этой беседе он не раскрывает самого содержания статей, а даёт лишь самые общие сведения о крепостном праве.
Учитель предлагает детям вспомнить, о каких древних городах они уже читали. Дети называют Киев, Новгород и показывают их на карте. Учитель сообщает детям, что сегодня они будут читать статью о том, как возникла Москва. Детям предлагается рассмотреть картину «Москва в X2 веке» и фото «Москва социалистическая». Дети сравнивают современную Москву с Москвой X2 в. Учитель подчёркивает, что современная Москва — огромный город с многоэтажными благоустроенными домами, с метро, троллейбусами, электричеством, газом. Совершенно иначе выглядела Москва восемь веков назад. Он обращает внимание детей на деревянную стену, окружавшую Москву и служившую защитой от нападения врагов, на башни, в которых сидели сторожа-наблюдатели, дававшие сигнал в случае приближения врагов. Москва X2 в. — деревянная, с небольшим количеством строений.
Во вступительной беседе учитель не всегда объясняет все слова, которые встретятся детям при чтении. Решение вопроса о том, какие слова объяснить детям во вступительной беседе и какие при чтении, зависит от характера статьи.
Стенная картина по истории и иллюстрации книги для чтения составляют основной наглядный материал, используемый во вступительных беседах. Однако этот материал далеко не единственный. Лучшие учителя широко практикуют перед чтением просмотр диапозитивов и кинофильмов, отвечающих содержанию намеченной для чтения статьи или ряда статей, причём предпочтительнее использовать диапозитивы на стекле, так как в этом случае легче подобрать нужные кадры.
В некоторых школах возможно использовать и такое средство создания образных представлений о прошлом, как экскурсии в музей, в бывшую помещичью усадьбу и т. д. Экскурсия должна быть тщательно подготовлена. Материал, на котором следует сосредоточить внимание детей, должен быть хорошо изучен самим учителем.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова