Проверка знаний учащихся по арифметике, как и по другим предметам, необходима и для учителя, и для учащихся. Учителю необходимо проверить знания учащихся перед изложением нового материала, чтобы знать, в какой мере ранее пройденное может служить основой для усвоения нового. После объяснения нового материала учитель проверяет, как поняли учащиеся то, что объяснено, что они запомнили и на что не обратили должного внимания. После закрепления сообщённых знаний учитель проверяет, как учащиеся усвоили знания, чтобы учесть результаты обучения.
На основе учёта этих результатов учитель, в случае необходимости, даёт разъяснения, проводит дополнительные упражнения, исправляет замеченные пробелы и недостатки в знаниях всего класса и отдельных учащихся.
Проверка знаний является, таким образом, одним из средств, обеспечивающих успешность дальнейших занятий ученика. В этом её большое значение для учащихся.
В процессе изучения арифметики дети получают не только знания, но и овладевают разнообразными навыками и умениями. Поэтому и проверять следует не только знания учащихся, но и их умения и навыки.
При проверке знаний учитель выясняет не только то, как дети формулируют правило, дают определение, указывают свойства числа или действия, но и как они понимают то, что они отвечают. Учитель должен быть убеждён в том, что у детей со словами связаны правильные представления и понятия. Поэтому при проверке знаний необходимо требовать от учащихся подтверждения высказываемых ими суждений примерами, предлагать применить правило к решению задач или выполнению какого-либо задания.
При проверке следует обращать внимание не только на наличие знаний, но и на их качество: правильность, точность, полноту, глубину, прочность и действенность, т. е. на наличие связи знаний с опытом учащихся, с практикой.
Знания, умения и навыки учащихся в процессе обучения постепенно совершенствуются. При проверке надо устанавливать, на каком уровне находятся знания, умения и навыки у того или иного ученика. Это особенно нужно знать, когда проверяются знания слабого ученика. Для учителя в этом случае важно определить не только то, чего ученик не знает, но также и то, что он хорошо знает; только на основе того, что прочно усвоено учеником, возможно дальнейшее расширение и углубление его знаний. Для этой проверки может служить работа, в которой подобран ряд постепенно усложняющихся примеров или задач, начиная с простых и лёгких.
Для проверки знаний, умений и навыков учащихся используются следующие приёмы: а) устный опрос; б) наблюдение за самостоятельной работой учащихся на уроке; в) просмотр и проверка с амо стоятел ь ных письменных работ учащихся, выполняемых в классе и дома; г) проведение письменных контрольных работ.
Устный опрос проводится на каждом уроке и может быть соединён с проверкой выполнения домашней работы: вызванный ученик вначале рассказывает, как он решил заданные на дом примеры и задачи, а потом отвечает на вопросы, поставленные учителем.
Во время выполнения на уроке самостоятельной работы учитель оказывает помощь детям в случае затруднений, наблюдая за работой всех учеников. Эти наблюдения, а также последующая проверка результатов самостоятельной работы дают учителю возможность судить о том, что твёрдо усвоено детьми, какими умениями и навыками они ещё не овладели и в чём заключаются пробелы в знаниях отдельных учеников.
Для проверки знаний, умений и навыков учащихся по каждому пройденному разделу программы учитель проводит контрольные работы.
Контрольные работы могут быть разных типов; небольшие по объёму, рассчитанные на 10 — 15 минут, и работы, занимающие целый урок. По содержанию контрольные работы могут быть или однородные (состоящие только из примеров или только из задач), или комбинированные, т. е. содержащие и задачу, и примеры. Могут быть контрольные работы практического характера, например, связанные с выполнением детьми измерений.
Составляя текст контрольной работы, учитель тщательно продумывает её цель и в соответствии с нею включает в работу те или иные типы примеров, те или иные типы задач.
Контрольная работа даёт возможность установить, как усвоены учащимися отдельные элементы того или другого раздела знаний, умений и навыков.
Контрольная работа должна охватывать главное и наиболее существенное из области знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися. Приведём примеры.
Контрольная работа на в ыч итани е мн ого з н ачных ч и с ел (для 3 класса) может содержать в себе различные по степени трудности случаи выполнения этого действия, а именно:
1) Вычитание, выполняемое без раздробления единиц высшего разряда, например: 8 759 – 2 546.
2) Вычитание числа с нулями; разность – число с нулями: 9 068 – 7 008.
3) Вычитание, выполняемое с раздроблением единиц высших разрядов: 12 547 – 8 259.
4) Вычитание из числа, в котором отсутствуют единицы некоторых разрядов, с раздроблением единиц высших разрядов, например: 10 102 – 8 795.
Контрольная работа на ум н ожени е многозначных чисел может содержать в себе следующие основные случаи этого действия:
1) Сомножители со всеми значащими цифрами, например: 756 х 498.
2) Множимое с нулями в середине: 6 008 х 47.
3) Множитель с нулями в середине: 738 х 306.
4) Сомножители с нулями на конце: 580 х 4 600.
При проведении контрольных работ должны быть обеспечены условия для вполне самостоятельного выполнения этих работ учащимися.
С этой целью обычно примеры и задачи, предлагаемые для самостоятельного решения, составляются в двух вариантах гак, что каждый вариант включает примеры и задачи, одинаковые по математическому содержанию и по степени трудности, но отличающиеся между собой числовыми данными и конкретным оформлением математического содержания.
Выполненные работы учитель тщательно проверяет и даёт о це нку знаниям, умениям и навыкам учащихся на основании того, как они обнаруживаются в выполненной учащимися работе.
После проверки и оценки работы каждого учащегося, учитель подводит общие итоги контрольной работы по классу: сколько учащихся и какие именно выполнили работу на 5, на 4 и т. д., какого рода ошибки встречаются наиболее часто, какие именно примеры и задачи представили наибольшие трудности для учащихся и вызвали наибольшее число ошибок при их решении.
Можно выписать те примеры, при решении которых дети сделали больше всего ошибок, и записать типичные ошибки. Можно также записать результаты работы каждого ученика в таблицу, в которой правильное решение отмечается значком +, ошибочное значком – , отсутствие решения значком 0.
Подведение итогов выполнения учащимися контрольной работы даёт возможность установить, какие вопросы программы плохо усвоены всем классом, а какие отдельными учащимися. На основе, этого учитель намечает, какие разъяснения или упражнения надо выполнить со всем классом, какие дополнительные занятия следует провести с отдельными учащимися.

Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова