Подготовка детей к изучению чисел первого десятка

podgotovka detej k izucheniyu chisel pervogo desyatka Математика

Тема «Нумерация чисел в пределах 10» является первой темой про­граммы. Прежде чем приступить к ее изучению, необходимо подготовить детей. Поэтому перед изучением чисел в этой теме выделяют подготови­тельный период, задачами которого являются:

  • выявление математических представлений и умений у детей, по­ступивших в первый класс;
  • пополнение, систематизация, углубление и уточнение этих пред­ставлений, умений и навыков, необходимых для изучения чисел.

Изучение чисел опирается на умение детей вести счет предметов.

Поэтому, решая первую из названных задач, учитель выясняет:

  • умеет ли ребенок считать предметы;
  • сколько чисел знает ребенок, т. е. в каких пределах может считать;
  • умеет ли сравнивать множества предметов;
  • каковы пространственные представления детей (ориентировка в понятиях «слева», «справа», «сверху», «снизу» и т. д.).

Большинство детей, поступающих в школу, уже владеют этим навы­ком, хотя ошибки возможны. Этот факт необходимо учитывать, организуя деятельность учащихся, т. е. включать учащихся в разнообразную деятель­ность, связанную с осознанием операции счета и введением математиче­ской символики (цифр).

Для усвоения и уточнения порядка слов-числительных при счете можно использовать различные формулировки заданий.

Например:

  1. Что изменилось? Что не изменилось?
  2. Чем похожи рисунки? Чем отличаются?

В качестве признака сходства выступает количественная характера стика: число предметов одинаковое, изменился их порядок. Для характе­ристики этого изменения дети могут использовать не только понятия «за», «перед», «между», но и порядковые числительные, а также упраж нения в счете предметов.

В процессе решения второй задачи подготовительного периода учи­тель должен сформировать у учащихся ряд умений:

  • правильно считать предметы;
  • сравнивать группы (множества) предметов;
  • ориентироваться в пространстве.

Сформированность каждого из указанных умений проявляется в прак­тических Действиях школьников, соответствующих пониманию поставлен­ной перед ними задачи.

Уметь правильно считать предметы (натуральные объекты или их изображения) значит:

  • уметь соотносить при счете называемое число и один из пересчи тываемых предметов;
  • понимать, что последнее названное при счете число дает othci и i вопрос «Сколько предметов в данной группе?»;
  • понимать, что при счете предметов нельзя пропускать предметы и нельзя сосчитать один и тот же предмет несколько раз;
  • понимать, что при ответе на вопрос «Сколько?» счет можно проводить в любом направлении результат не зависит от направления счета, а при ответе на вопрос «Который по счету?» результат зависит от того, в каком направлении ведется счет (поэтому его надо указывать).

Умение сравнивать группы предметов в конечном итоге выражается в умении соотнести число элементов каждой группы, т. е. в итоге мы долж­ны подвести детей к сравнению чисел. Нужно показать детям различные способы сравнения групп предметов: составление пар (различными спосо­бами), с помощью счета. Основу сравнения составляет установление вза­имно-однозначного соответствия между элементами двух множеств.

Использованная литература:
Методика обучения математике в начальных классах. С.В. Митрохина ,2006г.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment