Тема «Нумерация чисел в пределах 10» является первой темой программы. Прежде чем приступить к ее изучению, необходимо подготовить детей. Поэтому перед изучением чисел в этой теме выделяют подготовительный период, задачами которого являются:
- выявление математических представлений и умений у детей, поступивших в первый класс;
- пополнение, систематизация, углубление и уточнение этих представлений, умений и навыков, необходимых для изучения чисел.
Изучение чисел опирается на умение детей вести счет предметов.
Поэтому, решая первую из названных задач, учитель выясняет:
- умеет ли ребенок считать предметы;
- сколько чисел знает ребенок, т. е. в каких пределах может считать;
- умеет ли сравнивать множества предметов;
- каковы пространственные представления детей (ориентировка в понятиях «слева», «справа», «сверху», «снизу» и т. д.).
Большинство детей, поступающих в школу, уже владеют этим навыком, хотя ошибки возможны. Этот факт необходимо учитывать, организуя деятельность учащихся, т. е. включать учащихся в разнообразную деятельность, связанную с осознанием операции счета и введением математической символики (цифр).
Для усвоения и уточнения порядка слов-числительных при счете можно использовать различные формулировки заданий.
Например:
- Что изменилось? Что не изменилось?
- Чем похожи рисунки? Чем отличаются?
В качестве признака сходства выступает количественная характера стика: число предметов одинаковое, изменился их порядок. Для характеристики этого изменения дети могут использовать не только понятия «за», «перед», «между», но и порядковые числительные, а также упраж нения в счете предметов.
В процессе решения второй задачи подготовительного периода учитель должен сформировать у учащихся ряд умений:
- правильно считать предметы;
- сравнивать группы (множества) предметов;
- ориентироваться в пространстве.
Сформированность каждого из указанных умений проявляется в практических Действиях школьников, соответствующих пониманию поставленной перед ними задачи.
Уметь правильно считать предметы (натуральные объекты или их изображения) значит:
- уметь соотносить при счете называемое число и один из пересчи тываемых предметов;
- понимать, что последнее названное при счете число дает othci и i вопрос «Сколько предметов в данной группе?»;
- понимать, что при счете предметов нельзя пропускать предметы и нельзя сосчитать один и тот же предмет несколько раз;
- понимать, что при ответе на вопрос «Сколько?» счет можно проводить в любом направлении результат не зависит от направления счета, а при ответе на вопрос «Который по счету?» результат зависит от того, в каком направлении ведется счет (поэтому его надо указывать).
Умение сравнивать группы предметов в конечном итоге выражается в умении соотнести число элементов каждой группы, т. е. в итоге мы должны подвести детей к сравнению чисел. Нужно показать детям различные способы сравнения групп предметов: составление пар (различными способами), с помощью счета. Основу сравнения составляет установление взаимно-однозначного соответствия между элементами двух множеств.
Использованная литература:
Методика обучения математике в начальных классах. С.В. Митрохина ,2006г.