Советская система школьного образования

sovetskaya sistema shkolnogo obrazovaniya Обучение в советской школе

Общественное воспитание детей в СССР начинается с дошкольного возраста.

Государственные дошкольные учреждения, детские сады и дошкольные детские дома, предназначены для детей от 3 до 7 лет. В этих учреждениях осуществляется коммунистическое воспитание детей.

В доступных формах дети знакомятся с природой и социалистической действительностью и приобретают простейшие навыки поведения в социалистическом общежитии, ячейкой которого является и само дошкольное учреждение.

В детском саду организуется общественная жизнь детей, заполненная играми, прогулками, простейшими видами детского труда, чтением и рассказыванием доступного детям материала. Игры, труд, рассказывание вводят детей в жизнь природы, в жизнь и труд советских людей. Большое место отводится слушанию музыки, пению, ритмическим движениям с музыкальным сопровождением, рисованию, лепке, вырезыванию из бумаги и пр.

В дошкольных учреждениях устанавливается строгий санитарно-гигиенический режим и врачебный надзор, рациональное питание; детям прививаются простейшие гигиенические навыки; для укрепления здоровья широко используются природные факторы; в летний период городские дети вывозятся на дачи.

Разнообразные виды занятий и упражнений способствуют нормальному физическому развитию детей, укреплению их здоровья, развитию органов чувств и психических способностей, первоначальному формированию нравственных качеств, вытекающих из требований коммунистической морали, и, в конечном счёте, — воспитанию здоровых, бодрых, жизнерадостных детей, обладающих необходимыми данными для успешного обучения в школе.

В царской России дошкольное воспитание находилось в зачаточном состоянии. Единичные дошкольные учреждения создавались частными лицами и некоторыми общественными организациями.

Только после Великой Октябрьской социалистической революции дошкольное воспитание начало быстро развиваться в соответствии с утверждёнными правительством государственными планами в области народного просвещения.

В неуклонном количественном и качественном росте дошкольных учреждений проявляется величайшая забота Советского правительства о детях и о трудящейся женщине, которая может спокойно заниматься производственной и общественной работой, зная, что в дошкольном учреждении её детям обеспечено всё необходимое для правильного их воспитания и сохранения здоровья.

Центральным звеном системы народного образования является общеобразовательная школа трёх типов — начальная, семилетняя и средняя.

Начальная школа — четырёхлетняя, в ней обучаются дети от 7 до 2 лет.

Семилетняя школа предназначена для детей от 7 до 14 лет; её первые четыре класса соответствуют начальной школе.

Средняя школа — десятилетняя, в ней обучаются дети от 7 до 17 лет; первые четыре класса средней школы соответствуют начальной, первые семь классов — семилетней школе.

В начальной школе закладываются основы для дальнейшего обучения детей в семилетней или средней школе.

Обучение в советской начальной школе коренным образом, принципиально отличается от обучения в дореволюционной школе прежде всего своим содержанием, коммунистической направленностью обучения и воспитания.

Дореволюционная начальная школа давала преимущественно элементарные навыки чтения, письма и счёта. Большое количество времени уделялось в ней религиозному обучению. Сведения по природоведению, географии и истории сообщались на уроках чтения в крайне ограниченном объёме и носили отрывочный характер.

Всякие попытки обновить содержание обучения, внести в него большую научность, расширить круг знаний по природоведению и географии подавлялись царскими чиновниками из министерства народного просвещения.

Советская начальная школа не только вооружает детей 7 — 2 лет навыками чтения, письма и счёта, но и даёт им подлинно научные знания (конечно, в доступной для детей форме). Дети получают в школе правильные представления о жизни природы, об истории родной страны, знакомятся с социалистической действительностью, воспитываются в духе любви к своей великой родине, в духе коммунистической морали.

В первых трёх классах школы дети обучаются русскому языку, арифметике, рисованию, пению и получают физическое воспитание. Научные знания о природе и обществе учащимся сообщаются на уроках объяснительного чтения, сочетаемого с наблюдениями, экскурсиями, постановкой опытов и т. д. Материал в книгах для чтения даётся с учётом образовательных и воспитательных задач школы и отличается глубоким и разнообразным содержанием. Значительное место отводится доступным детям произведениям классической и современной художественной литературы и народного творчества — сказкам, песням, пословицам, поговоркам, басням, стихотворениям, рассказам. Разнообразие и содержательность материала способствуют расширению кругозора детей, возбуждению интереса к науке, воспитанию художественного вкуса, развитию правильной литературной речи. В 4 классе круг учебных предметов расширяется; кроме русского языка, арифметики, рисования, пения и физической подготовки, вводится преподавание истории СССР, географии и естествознания.

Особое внимание в начальном обучении уделяется русскому языку и арифметике, на изучение которых учебным планом отводится наибольшее количество времени по сравнению с другими предметами. В нерусских начальных школах преподавание проводится на родном языке учащихся, а русский язык введён в обязательном порядке как особый предмет изучения.

Учебные занятия в начальной школе дополняются разнообразной по содержанию и формам внеклассной работой: проведением утренников в связи с юбилейными датами и памятными днями; экскурсиями в природу, в музеи, к историческим памятникам, в колхозы и совхозы; чтением лучших образцов классической и современной художественной литературы, а также научно-популярных книг, с использованием проекционного фонаря; демонстрацией школьных кинофильмов; организацией кружков юных натуралистов, юных техников, художественной самодеятельности; катанием на лыжах, на коньках, подвижными играми и другими видами спортивно-физкультурных занятий. Всё это заполняет жизнь учащихся интересной и увлекательной деятельностью, расширяющей их кругозор, помогающей детям разумно провести свой досуг, проявить инициативу и самодеятельность.

Огромная роль в воспитательной работе с детьми принадлежит школьной пионерской организации.

Сборы пионерских отрядов и звеньев отличаются разнообразным содержанием, воспитывающим детей в духе коммунистической морали, способствующим усвоению правил и норм социалистического общежития, расширяют интересы пионеров в области науки, техники, искусства, спорта, изучения родного края.

Средним звеном в системе общеобразовательной школы является семилетняя школа . Первые её четыре класса работают по программе начальной школы, старшие (V V2) дают знания по основам наук в таком объёме, чтобы окончившие семилетнюю школу могли успешно продолжать образование как в общеобразовательной, так и в профессиональной средней школе, а также были бы подготовлены к самостоятельному расширению своих знаний в том случае, если они прекращают обучение и устраиваются на работу в предприятиях, колхозах или в государственных и общественных учреждениях.

Десятилетняя средняя школа, завершающая систему общего образования, главной своей задачей имеет подготовку контингентов для высшей школы. Кроме того, часть окончивших идёт на работу в государственные и общественные учреждения, а также в хозяйственные организации, приобретая необходимые навыки или практически, или на целевых краткосрочных, курсах.

Быстрое овладение определённой профессией окончившими школу обеспечивается высоким уровнем общего образования, а также и некоторой подготовкой к практической деятельности, которую учащиеся получают в школе.

Первые семь классов средней школы работают по программе семилетней школы, в старших же классах (V3 X) завершается изучение основ наук в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет социалистическое государство к общему среднему образованию, исходя из жизненных интересов советского народа, из задачи подготовки высокообразованных кадров строителей социализма, обладающих коммунистическим, марксистско-ленинским мировоззрением.

Кроме начальных, семилетних и средних школ, рассчитанных на нормальный школьный возраст, в советской системе народного образования имеются аналогичные общео бр азовательны е школы для мо – лод ёжи , работающей на производстве, в сельском хозяйстве и в учреждениях. Обучение во всех этих школах производится без отрыва от производства. Выпускники школ рабочей и сельской молодёжи пользуются теми же правами, что и окончившие обычные общеобразовательные школы, так как преподавание в них проводится по тем же программам.

Дети, не имеющие возможности обучаться в общих школах вследствие таких недостатков, как слепота, глухонемота, умственная отсталость, определяются в специальные школы слепых, глухонемых и умственно -отсталых . Здесь они, наряду с общим образованием в объёме начальной или семилетней школы, получают трудовую подготовку, дающую им возможность стать полезными членами социалистического общества. Начальное образование для всех этих категорий детей является обязательным.

Для детей, лишившихся родителей, организованы детские дома за счёт государства. Воспитанники детских домов обучаются в ближайших школах. Во внеурочное время дети работают в учебных мастерских, организуемых при детских домах, где они приобретают трудовые навыки, необходимые в жизни. По достижении 14-летнего возраста воспитанники детских домов направляются в ремесленные училища и средние профессиональные учебные заведения или в зависимости от способностей и склонностей продолжают образование в средней школе.

Заботы Советского государства не ограничиваются только созданием рациональной системы школьного образования и вовлечением в неё детского населения. Партия и правительство настойчиво добиваются улучшения качества работы школ.

Специальными решениями партии и правительства определены основы школьных программ и организации учебного процесса, установлены методы обучения, система проверки и оценки знаний учащихся. Главное, на что обращается внимание учителей, — сознательность, прочность и систематичность знаний учащихся, идейность обучения и связь его с жизнью, соответствие отметок, выставляемых учителями, действительному уровню знаний учащихся.

В целях улучшения качества учебной работы в школе, по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 21 июня 1944 г., введены выпускные экзамены в 4 и V2 классах и экзамены на аттестат зрелости в X классах средней школы, установлено награждение золотой и серебряной медалями учащихся, показавших при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи при отличном поведении. Учреждение золотой и серебряной медалей создало стимул для более глубокого и основательного усвоения учащимися установленного объёма знаний.

На базе общеобразовательной школы строится система про фес- сионального образования — ремесленные училища и школы ФЗО, техникумы и другие средние профессиональные учебные заведения, а также высшие учебные заведения — институты и университеты.

Ремесленные училища и школы ФЗО готовят кадры квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта и строительных организаций. Созданы ремесленные училища по подготовке механиков машинно-тракторных станций и других работников сельского хозяйства. Сеть ремесленных училищ и школ ФЗО непрерывно расширяется. В течение текущей пятилетки они должны дать народному хозяйству 4,5 млн. квалифицированных рабочих.

Длительность обучения в ремесленных училищах 2 — 3 года. Основное внимание в них уделяется профессиональной подготовке. Одновременно изучаются общеобразовательные предметы, соответствующие профилю специальности будущих рабочих (математика, физика, химия и др.) и расширяющие их общекультурный и политический кругозор (русский язык и литературное чтение, история, география и Конституция СССР). В школах ФЗО обучение продолжается 6 — 12 месяцев. За это время учащиеся приобретают определённую квалификацию путём практической работы на производстве и изучают политграмоту. Содержание учащихся (общежитие, питание, обмундирование) обеспечивается за счёт государства. Ремесленные училища и школы ФЗО находятся в ведении Министерства трудовых резервов СССР.

Специалисты средней квалификации (техники, агрономы, учителя и др.) готовятся в средних пр оф е ссиональных учебных зав еде – ниях — индустриальных и сельскохозяйственных техникумах, художественных и педагогических училищах, фельдшерско-акушерских школах и т. д. Длительность обучения в средних профессиональных учебных заведениях 3 — 4 года. Приём учащихся производится на основе экзаменов из числа лиц, имеющих образование в объёме семилетней школы.

Подготовка специалистов высшей квалификации для всех отраслей народного хозяйства и социально-культурного строительства производится в институтах с 4 — 5-летним сроком обучения и в универ сите- тах . Правом поступления в высшие учебные заведения на основе конкурсных экзаменов пользуются лица, имеющие законченное десятилетнее среднее образование и окончившие средние профессиональные учебные заведения. Выпускники средних школ, закончившие их с золотой или серебряной медалью, принимаются без экзаменов.

При институтах, университетах и научно-исследовательских учреждениях производится подготовка через аспирантуру научных работников и преподавателей высшей школы. В число аспирантов принимаются лица, имеющие законченное высшее образование, обнаружившие склонность и способность к научно-исследовательской работе и выдержавшие установленные экзамены. Срок обучения в аспирантуре — 3 года. Лицам, окончившим аспирантуру и успешно защитившим кандидатскую диссертацию на избранную тему, присваивается учёная степень кандидата наук.

Среднее и высшее образование по ряду специальностей может быть получено не только путём обучения в стационарных учебных заведениях, но и через разветвлённую систему з аочного обучения , без отрыва от производственной работы. Заочное обучение организовано также за курс семилетней и средней общеобразовательной школы. Лицам, занимающимся самостоятельно, предоставляется право сдавать экзамены за семилетнюю и среднюю школу в порядке экстер ната . Экстерны держат экзамены в школах, выделенных для этой цели областными, краевыми отделами народного образования и министерствами просвещения АССР. Выдержавшие экзамены за семилетнюю школу получают свидетельства установленного образца, выдержавшие экзамены за среднюю школу получают аттестат зрелости и приобретают право на общих основаниях поступать в средние и высшие специальные учебные заведения.

Всё это свидетельствует о подлинно демократическом характере системы народного образования в СССР, о реальной возможности не только для детей, но и для каждого советского гражданина получить желаемое им образование.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment