Тема. Предлоги.
Цель. Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи.
Оборудование. Карандаши, предметные картинки на доске, изображающие куб и шар, находящиеся в разных положениях.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам придумать по одному предложению из трех слов.
II. Предлог как самостоятельное слово.
Логопед предлагает ученикам выполнить задания:
Положите карандаши на стол. Положите карандаши на книгу. Положите карандаши под книгу. Положите карандаши … книгу.
Логопед. Вы затрудняетесь выполнить это задание только потому, что я пропустила одно маленькое слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила.
Затем логопед говорит: «Положите карандаши на книгу. (Задание выполняется.) Положите карандаши … книгу. Какое пропущено слово?» (На.)
Далее повторяются те же задания, предлоги не называются. Ученики каждый раз называют пропущенный предлог.
III. Составление словосочетаний с предлогом.
Логопед выполняет различные действия, например кладет карандаши в пенал. Ученики называют только предлог в.
На доске нарисованы кубик и шарик в разных положениях: на кубике, под кубиком, за кубиком, в кубике, над кубиком.
Логопед предлагает ученикам ответить на вопрос сначала одним маленьким словом, затем словосочетанием.
Образец ответа: Где лежит шарик? -гна; на кубике.
В заключение логопед делает вывод: чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти слова называются предлогами.
IV. Итог занятия.
Логопед. Что нового вы узнали на занятии?