Разбор произведения в начальных классах

razbor proizvedeniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Основной частью урока объяснительного чтения является разбор произведения, связанный с перечитыванием текста по частям или отрывкам. Разбор включает в себя раскрытие содержания прочитанного, работу над словарём и, в ряде случаев, — работу над планом произведения. Все эти моменты разбора произведения находятся в тесной взаимосвязи.

В беседе, выявляющей фактическое содержание прочитанного и устанавливающей связи между событиями или отдельными частями описываемой картины, учитель подводит детей к пониманию идейного содержания произведения, обращая внимание учащихся на поступки персонажей, на их взаимоотношения. По мере последовательного чтения и разбора произведения у детей накапливается материал для обобщения. Например, читая по частям басню «Волк и журавль», учащиеся отмечают все моменты в поведении волка в отношении к журавлю и журавля в отношении к волку. При перечитывании басни делается характеристика того и другого (волк — жадный, неблагодарный; журавль — доверчивый).

Работа над планом произведения предполагает сознательное усвоение детьми прочитанного. Вместе с тем составление плана способствует более глубокому овладению содержанием произведения. Составляя с учителем план отдельных произведений, дети учатся отражать в заголовках самое существенное и конкретное. Например, составляя план к рассказу о том, как мальчик заблудился в лесу, учитель подводит учащихся к таким формулировкам заголовков: Вася заблудился. Вася упорно ищет выход. Вася выбрался из леса. Второй заголовок подчёркивает мысль, что Вася не растерялся, что у него имеется настойчивость и упорство в достижении цели.

Работа над планом прочитанного начинается в элементарном виде с 1 класса. Сначала дети учатся озаглавливать части, выделенные учителем, устанавливают их последовательность по тексту, затем находят в тексте границы этих частей, наконец, с помощью учителя делят рассказ на части. В 3 классе при чтении лёгких рассказов дети проводят эту работу самостоятельно. Хорошим упражнением в составлении плана является картинный план: намечая картины к рассказу или стихотворению и отбирая из них с помощью учителя главные, дети сосредоточивают своё внимание на наиболее существенном и важном в прочитанном произведении; словесное описание картин и дальнейшее их выполнение усиливают впечатления детей от прочитанного произведения и способствуют более яркому и полному восприятию его содержания.

Словарная работа на уроках чтения художественных произведений, так же, как и на уроках чтения деловых статей, имеет целью расширение и уточнение словаря детей. Вместе с этим она является и средством, ведущим к наиболее полному раскрытию художественных образов. В художественном произведении перед детьми раскрываются богатства родного языка, его сила, правдивость, меткость. С помощью учителя дети узнают о различном значении слов, наблюдают, как один и тот же предмет или явление могут быть описаны разными словами и сочетаниями слов в зависимости от содержания того, что описывается, или от отношения описывающего к данному предмету или явлению. Словарная работа на уроках объяснительного чтения направляется на объяснение детям непонятных слов и на разъяснение значения ряда образных слов и выражений.

Критерием в определении того, что детям понятно или непонятно, должно быть, с одной стороны, предположение учителя, а с другой — вопросы самих детей. То и другое связано между собой. Готовясь к уроку, учитель предположительно намечает слова, которые могут быть совсем неизвестны детям или смысл которых детям может быть не совсем ясен.

Отбор слов для объяснений определяется содержанием и основной идеей произведения, а также опытом и знаниями учащихся. В центре внимания учителя должны быть прежде всего слова, имеющие существенное значение для правильного понимания поступков действующих лиц и обстановки, в которой происходит действие. Объяснение этих слов, как уже было указано, в основном даётся в предварительной беседе. Другой группой слов, связанных с основной идеей произведения, являются слова, обозначающие некоторые отвлечённые понятия из области морали, например, честность, правдивость, смелость и пр. Самих этих понятий обычно в тексте нет, но в произведении могут быть образы, которые этими понятиями как бы обобщаются. Не злоупотребляя введением в беседы, а затем и в речь детей такого рода слов, понятий, всё же, начиная с младших классов, следует знакомить с ними детей. Приёмы формирования у детей этих понятий различны. В одном случае учитель подбирает с детьми названия качеств, которыми характеризуется поведение героя рассказа. Дети видят, например, что герой добрый, честный, смелый и т. п. После этого учитель предлагает детям назвать эти качества именами существительными: доброта, честность, смелость.

В другом случае учитель сообщает детям новое понятие на основе обобщения воспринятых детьми фактов. Например, читая с детьми рассказ о человеке, который в своих поступках руководствуется только личной выгодой, и установив, что эти поступки плохи, учитель сообщает детям, что человека, который заботится лишь о себе, называют эгоистом. Это понятие в дальнейшем закрепляется в сознании детей путём накопления и обобщения новых фактов. В некоторых случаях учитель подводит учащихся к отвлечённому понятию с помощью имеющихся у детей представлений и через словообразования. Так, например, разъясняются понятия: самолюбие, трудолюбие и т. п.

Есть слова, которые, будучи непонятными в отдельности, становятся ясными в контексте. Такого рода слова никогда не следует объяснять заранее, а также в процессе первого чтения, когда всё внимание детей устремлено на развитие сюжета или образа. Они объясняются в процессе дальнейшего детального разбора прочитанного непременно в контексте, причём объяснение должно быть направлено на создание у детей ярких, конкретных представлений. Например, слово «запрядала» отдельно взятое, дети не поймут, а читая фразу: «Испуганная лошадь запрядала ушами», дети ясно представят себе всю картину испуга животного и правильно объяснят слово «за- прядала».

Приёмы словарной работы, направленные на уяснение средств изобразительности поэтической речи, можно в основном разбить на две группы. Одни из них заключаются в выборе из текста наиболее ярких слов и выражений, выявляющих основную мысль читаемого произведения или характеризующих действующих лиц. Например, при чтении стихотворения «У лесной опушки» учитель предлагает детям найти слова и выражения, показывающие ласковое отношение старого лесника к детям.

Другие приёмы заключаются в сопоставлении слов, выражающих сходные или различные мысли. Важно, чтобы дети уяснили, почему из ряда слов, сходных по своему значению, взято именно данное слово, какая мысль выражается в данном сравнении. Так, например, подобрав с учителем слова, сходные по значению с глаголом «вытащил» (при чтении строки из басни «Волк и Журавль» — «И с трудностью большою кость вытащил»), дети должны понять, что слова «достал», «вынул» не дали бы яркого представления о трудности, о напряжении сил журавля.

Беседа по содержанию произведения, работа над планом и словарём могут сочетаться при чтении в различных вариантах. Если основное в содержании произведения легко может быть воспринято детьми, то можно после первого чтения и краткой беседы, ещё раз прочитав произведение, приступить к составлению его плана, а затем, перечитывая произведение по частям, провести словарную работу. Если же читаемое произведение довольно сложно по содержанию и языку, следует перечитывание по отрывкам сопровождать подробным разбором и работой над словарём и только после этого перейти к составлению плана. Составление плана не обязательно при чтении всякого произведения: оно не нужно, если построение произведения сложно и вычленить отдельные части его детям слишком трудно.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment