Общие требования к проведению урока

obshhie trebovaniya k provedeniyu uroka Обучение в советской школе

На уроке учитель не только обучает, но и воспитывает детей. Един – ств о о буч е ния и в о с питания на уроке — важнейшая дидактическая задача учителя.

Ведя детей от незнания к знанию, раскрывая перед ними идейную сущность содержания учебного материала, учитель закладывает в их сознании основы правильного миропонимания и воспитывает их в духе коммунистической морали.

Каждый урок является для учащихся движением вперёд, обеспечивающим дальнейший рост их знаний, навыков и развитие их умственных сил, чувств и воли.

Отдельные уроки являются лишь звеньями в общей системе учебно-воспитательной работы, цели которой часто достигаются не сразу; тем не менее образовательные и воспитательные задачи каждого урока должны быть определёнными и конкретными. Правильно построенный и проведённый урок обеспечивает плановость в осуществлении учебных и воспитательных задач школы. Учитель строго очерчивает объём учебного материала, подлежащего усвоению учащимися на уроке.

Основой правильного планирования урока является тщательный систематический учёт знаний учащихся. Только тот учитель может правильно наметить материал для урока и правильно его организовать, кто хорошо знает, как усвоено детьми содержание предшествующих уроков.

Сознательное и твёрдое усвоение учебного материала обеспечивается строгой последовательностью, доступностью и наглядностью его изложения, а также активностью восприятия его детьми.

Урок представляет собой двусторонний процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учеников. Успешность обучения на уроке предполагает пристальное наблюдение учителя за деятельностью детей и всемерное возбуждение их внимания, интереса и мышления. Благодаря этому обеспечивается активное, сознательное отношение учащихся к слову учителя, надлежащий темп работы на уроке, сосредоточенность детей при выполнении заданий учителя.

Сообщая детям знания, учитель применяет такие методы и приёмы, которые дают возможность конкретного восприятия изучаемых явлений и ясного понимания простейших связей и закономерностей. Вместе с этим только те методы и приёмы обучения будут способствовать достижению целей урока, которые проверены на практике и которые соответствуют содержанию учебного материала и возрастным особенностям детей.

Применяя на уроке те или иные методы и приёмы обучения, учитель стремится к тому, чтобы дети легко усваивали учебный материал. Однако учитывая, что процесс усвоения знаний и навыков всегда требует от учащихся определённых усилий, учитель облегчает трудности учения, но не снимает их, а лишь помогает детям в преодолении их. Только то будет хорошо усвоено учащимися, что потребует от них посильного и продуктивного напряжения ума и силы воли. Сознательное усвоение и прочность приобретённых в процессе обучения знаний и навыков обеспечивается не только качеством методики первоначального их формирования, но и всей последующей работой учителя, направленной на закрепление их в памяти детей и на всестороннее овладение ими.

Учитель систематически повторяет на уроках пройденное. Повторение всегда создаёт прочную основу для приобретения новых знаний. Но нередко и новые знания, будучи приведёнными в связь с ранее пройденным, помогают более глубокому и всестороннему пониманию пройденного. Поэтому повторение имеет значение не только как воспроизведение ранее воспринятого детьми с целью закрепления его в памяти, но и как процесс образования в сознании детей целостной системы знаний.

Практическая деятельность детей в процессе обучения, проявляемая в различных формах письменных и графических упражнений, решения задач, лабораторных занятий, моделирования, ручного труда, является неотъемлемой частью каждого урока. Непосредственные занятия учителя с детьми чередуются на уроке с самостоятельной работой учащихся, которая или предваряет непосредственную работу учителя с классом, или следует за ней. Но во всех случаях самостоятельная работа детей должна вытекать из непосредственных занятий с учителем и ни в какой мере не снижать его руководящей роли. Наоборот, развитие у детей умения работать самостоятельно возможно лишь при том условии, если учитель будет систематически руководить выполнением детьми самостоятельных заданий, объяснять приёмы работы, наблюдать за процессом выполнения задания, исправлять ошибки и помогать детям в преодолении трудностей. Учитывая силы и возможности детей, учитель постепенно усложняет задания для самостоятельной работы, постепенно предоставляет детям всё большую и большую самостоятельность в их выполнении.

Учитель ведёт урок, строго следуя намеченному плану и поставленным целям. Однако заранее определённые им методы и приёмы работы с детьми он творчески видоизменяет в зависимости от условий, в которых протекает его деятельность на уроке. Степень понимания детьми объясняемого им материала, трудности, с которыми сталкиваются дети при овладении новыми знаниями и навыками, степень продуктивности выполняемой ими самостоятельной работы — всё это нередко побуждает учителя вносить дополнения и изменения в детали ранее намеченной работы. Разумное творческое начало в работе учителя на уроке всегда усиливает воздействие учителя на детей и помогает ему находить более совершенные и верные пути к осуществлению общих и частных целей.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment