Нумерация – это способ выражения и обозначения чисел. Основная цель изучения этой темы в начальных классах – формирование понятия натурального числа. В математике есть различные подходы к трактовке понятия натурального числа:
- аксиоматический, связанный с аксиомами Пеано;
- теоретико-множественный, связанный с количественной теорией натурального числа, разработанный Георгом Кантором.
Принятая в начальной школе методика формирования понятия числа учитывает оба эти подхода. У младших школьников формирование понятия натурального числа происходит на протяжении всех лет обучения в начальных классах при постепенном переходе от одной группы чисел к другой (от одного концентра к другому). Первой такой группой чисел являются числа от 1 до 10.
Выделение темы «Десяток» в особый концентр объясняется рядом причин.
- Нумерация, арифметические действия в пределах 10 имеют некоторые особенности. Десять – основание десятичной системы счисления, поэтому числа от 1 до 10 образуются в результате счета простых единиц. Для обозначения каждого из чисел первого десятка в устной речи применяется особое слово, а на письме – особый знак.
- Арифметические действия (сложение и вычитание) непосредственно связаны с операциями над множествами. Случаи сложения и вычитания в пределах 10 являются табличными, поэтому они заучиваются наизусть.
- Небольшие числа создают хорошие условия для раскрытия учащимися математических понятий. Опираясь на имеющийся опыт детей, а также используя практические действия с предметами, можно сформировать такие понятия, как натуральное число, равенство и неравенство чисел, действия сложения и вычитания.
Использованная литература:
Методика обучения математике в начальных классах. С.В. Митрохина ,2006г.