Тема. Слово.
Цель. Закрепить знание о словах, обозначающих признак предмета.
Оборудование . Карандаши, бумага.
Ход занятия .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета, и к каждому из них поставить вопрос.
II. Работа со словами, обозначающими признак предмета. Логопед дает задания ученикам:
1) Подберите слова, близкие по значению данным. аккуратный (чистый, опрятный); робкий (трусливый, боязливый, пугливый); грустный (печальный, скучный, невеселый); душистый (ароматный, пахучий); жестокий (безжалостный, бессердечный, свирепый, злой, сердитый); интересный (занятный, увлекательный); красивый (прекрасный, очаровательный, прелестный); красный (румяный, алый); смелый (храбрый, отважный, бесстрашный)
2) К словам-признакам подберите слова-признаки, противоположные по значению.
Образец : добрый — злой.
умный, смелый, ленивый, маленький, грязный, лживый, холодный, узкий, близкий, высокий, большой
3) Отгадайте загадки. Найдите в загадках слова, обозначающие признаки предметов, поставьте к ним вопрос.
Игривый, шаловливый,
В голубенькой рубашке
Болтливый, говорливый,
Бежит по дну овражка. (Ручей.)
***
Я — длинный и зеленый
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой? (Огурец.)
***
Щеки красные, нос белый, ,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска.)
***
Круглая, а не луна.
Желтая, а не солнце. (Репа.)
4) Прослушайте стихотворение. Ответьте на вопрос какие облака?
Облака.
Облака, облака —
Кучерявые бока.
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые
Легкие,
воздушные,
Ветерку послушные.
(С. Михалков.)
5) Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы: Нарисуйте слона. Расскажите, какой был слон.
Слон.
Слон был огромный, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Хвост длинный. Голова большая, шишковатая. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. из 133
(По Л. И. Куприну.)
Вопросы:
– Какой был слон?
– Какие ноги у слона?
– Какой хвост?
– Какая голова у слона?
– Какие уши?
– Какие глаза?
(Ученики называют только слова, обозначающие признаки.)
III. Итог занятия.
Логопед . Что интересного вы сегодня узнали на занятии?