При обучении связь арифметики с жизнью имеет большое воспитательное значение и является важнейшим средством преодоления формализма знаний учащихся. С первых уроков, когда дети учатся считать и измерять, надо помочь им увидеть, с одной стороны, арифметику вокруг нас, а с другой стороны, практический смысл получаемых арифметических знаний и навыков. Выполнению первой задачи способствует участие детей в посильном труде, экскурсии в сад, в лес, в магазин и т. д. Накопленный при этом числовой материал затем используется на уроках. Вторая задача решается попутно на каждом уроке, когда учитель раскрывает детям цель изучения того или иного материала, а также создает такие жизненные ситуации, которые требуют применения определенных знаний и умений (счета, измерения, арифметического действия и т. п.)
В процессе изучения первого десятка ученики должны овладеть такими жизненно необходимыми навыками, как счет и измерение. Упражнения в счете нельзя подменять упражнениями в назывании чисел в прямом и обратном порядке (что, кстати сказать, тоже нужно, но преследует другую цель — усвоение последовательности чисел натурального ряда). Счет предполагает наличие предметов и установление взаимно однозначного соответствия: число — элемент множества (отдельный предмет или группа предметов).
Опыт передовых учителей подтверждает целесообразность более раннего включения в программу таких величин, как длина, вес, вместимость и их измерение с помощью общепринятых единиц.
Уже при изучении нумерации можно познакомить детей с метром и сантиметром и научить их измерять длину с помощью этих мер, причем на первых порах полезно отмечать единицы измерения, чтобы затем проверять правильность полученного результата пересчитыванием единичных отрезков (рис. 36).
рис. 36
Обучение арифметике должно быть связано не только с окружающей жизнью (в широком смысле слова), но и с жизнью ребенка. Привлечение знаний детей, их представлений, а также расширение, практического опыта детей через обучение плодотворно влияет на усвоение новых арифметических сведений, воспитывает интерес ребенка к учебному предмету.