Работа над новым материалом.
В качестве подготовки следует включить в урок устное решение задач, в которых нужно дополнить недостающее данное. Упражнение 1 разобрать по вопросам учителя: Можно ответить на вопрос задачи? Почему нельзя? Не знаем, на сколько килограммов больше яблок во второй корзине. Дополним задачу, укажем, что во второй корзине на 2 кг больше яблок, чем в первой. Что значит, что во второй корзине на 2 кг больше яблок? Это значит, столько же килограммов яблок, сколько в первой, и еще 2 кг. Каким действием будем решать задачу? Сложением. Повторите задачу и запишите ее решение.
Рисунок к упражнению 2 подсказывает учителю демонстрацию, которую он может провести. Шарики на проволоке при этом можно заменить двумя столбиками кубиков, важно, чтобы в большем столбике можно было закрыть дощечкой или картонной полоской столько предметов, сколько их в меньшем.
Упражнение 2 вплотную подводит детей к восприятию нового вида составных задач. Учитель прочитывает сначала лишь первый вопрос: Сколько шариков на второй проволоке? Разбор задачи идет по следующим вопросам: Сколько шариков на первой проволоке? Покажите их. Что сказано про шарики, которые находятся на второй проволоке? Их на 3 больше. Что это значит? Их столько же, сколько на первой проволоке и еще 3. Покажите, где спрятаны те шарики на второй проволоке, которых столько же, сколько на первой. Сколько шариков за дощечкой? За дощечкой 7 шариков и еще 3. Учитель выставляет рядом с дощечкой карточку с цифрой 7. Сколько всего шариков на второй проволоке? Всего 7 + 3, значит, 10 шариков. Итак, на первой полочке (проволоке) 7 шариков, а на другой… Сколько шариков на двух этих проволоках? Каким действием будем это узнавать? Сложением. Почему? Нужно узнать, сколько будет 7 и 10. Какой ответ дадим на вопрос задачи? 7 + 10 = 17. На двух проволоках всего 17 шариков.
Работа над пройденным материалом.
1. Повторение правил сложения и вычитания, закрепление умения представлять число в виде десятков и единиц (упражнение 3, столбик I, устно).
Примеры II столбика дети записывают в тетрадь, сопровождая запись поэтапным комментированием.
2. Повторение таблицы сложения и вычитания в пределах 20 (упражнение 5) связано с закреплением терминологии: «слагаемое», «сумма». Работа проходит устно: Слагаемые 5 и 9, сумма 14 или Сумма 10, одно из слагаемых 6. 10 — это 6 и 4, значит, другое слагаемое 4. И т. п.
Для самостоятельной работы можно предложить работу по вариантам (упражнение 3, III и IV столбики) и сравнение величин (упражнение 4). При проверке следует требовать объяснения. Например, 2 дм — это 20 см, 20 больше, чем 18, значит, 2 дм больше, чем 18 см.