Примерный годовой план занятий по изучению природы в начальных классах

primernyj godovoj plan zanyatij po izucheniyu prirody v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Для того чтобы обеспечить конкретность представлений детей о природе, необходимо в первую очередь изучать с ними природное окружение школы: наиболее распространённые в данной местности растения и животные, местные почвы и полезные ископаемые, погоду своего района. Без этих элементов краеведения немыслимо правильно организовать и провести занятия по ознакомлению учащихся с природными предметами и явлениями.

В то же время следует иметь в виду, что, независимо от природного окружения данной конкретной школы, дети обязательно должны знать такие растения и таких животных, которые широко распространены на большей части территории нашей великой родины. К таким растениям относятся, например, берёза, яблоня, ель, сосна, рожь, пшеница, овёс; к животным — лошадь, корова, собака, кошка, галка, скворец, грач. Если какого- либо из этих животных или растений нет в районе данной школы, надо познакомить с ними детей с помощью наглядных пособий (картин, таблиц, диапозитивов, учебных фильмов).

Учебный материал первых трёх классов сгруппирован в плане по с е – з о нам . Занятия в этих классах опираются прежде всего на непосредственное ознакомление детей с местной природой на экскурсиях путём наблюдений.

Дети изучают только те предметы и явления, которые встречаются в окружающей школу природе в данное время года. Так, например, во 2 классе в теме «Огород» изучается тот материал, который легко доступен изучению в данной школе в связи с осенними работами на колхозном огороде или на пришкольном участке; в теме «Лес» материал берётся в связи с зимними работами в местных лесах; в теме «Сад» — в связи с весенними работами в саду.

В 3 классе подытоживаются и систематизируются полученные в течение первых двух лет обучения знания детей о растениях и животных. В этом классе изучаются растения и животные, распространённые в природном и сельскохозяйственном окружении школы.

Во всех трёх классах проводятся, кроме того, занятия по теме «Тело человека и охрана здоровья».

1 КЛАСС

Осень. Представления и понятия об окружающей природе . Погода осенью — похолодание, частые дожди. Листья деревьев изменяют окраску и опадают (даётся понятие «листопад»).

Наиболее распространённые в данной местности лиственные деревья, например, берёза, липа, дуб, клён, тополь. Дети должны уметь различать и правильно их называть; знать, что деревья используются человеком для построек и различных изделий, а также и как топливо.

Отлёт птиц. Осенние работы в огороде, в саду.

Знания отеле человека и охр ане здоровья . Уточнение конкретных представлений детей о частях тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги; правая и левая руки; правая и левая ноги; правые и левые глаза и уши; нос.

Правильная посадка за партой.

Правила, личной гигиены, обязательные для школьника: мытьё рук, умывание, мытьё тела; стрижка ногтей и волос; чистка зубов.

План занятий . Беседа о теле человека и охране здоровья: уточнение конкретных представлений детей о частях тела человека. Правила гигиены в школе (1— 5 сентября, 1 час).

Беседа о теле человека и охране здоровья: важнейшие правила личной гигиены. Демонстрация приёмов мытья рук и чистки зубов (5—10 сентября, 1 час).

Первая осенняя экскурсия в лес (в городских школах — в парк, на бульвар, в сквер, на школьный двор): уточнение представлений детей о наиболее распространённых лиственных деревьях; наблюдение характерных явлений наступающей осени (15—20 сентября, 1 час).

Предметный урок на материале экскурсии: изучение листьев лиственных деревьев. Чтение учителем и заучивание детьми стихотворений об осени (16—20 сентября, 1 час).

Вторая осенняя экскурсия в лес (парк): наблюдение за листопадом, ознакомление детей с внешним видом ели и сосны. Заучивание детьми стихотворения «Листопад» (1—5 октября, 1 час).

Предметный урок на материале экскурсии: изучение веток ели и сосны, сравнение их с ветками лиственных деревьев (1—5 октября, 1 час).

Календарь природы: организация детей для наблюдений над погодой и сезонными изменениями в природе (в связи со второй экскурсией в лес). Начало работы по календарю природы (1—5 октября, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за октябрь и организация дальнейших наблюдений (1—3 ноября, 1 час).

Зима. Представления и понятия об окружающей природе . Погода зимой — выпадение снега, морозы, метели. Замерзание прудов, рек, озёр и других водоёмов; установление санного пути.

Лес зимой. Внешний вид лиственных деревьев зимой. Ель и сосна — их отличие от лиственных деревьев; знать, что «иголочки» (хвоя) ели и сосны — это тоже листья, но очень тоненькие и маленькие.

Комнатные растения — надо научить детей различать 2—3 вида комнатных растений (например, фуксия, бегония, фикус) и правильно называть их.

Домашние животные — кошка, собака, корова, лошадь. Дикие животные — заяц, лиса, волк, медведь, зимующие птицы (например, галка, ворона, сорока). Жизнь этих животных зимой: где живут, чем питаются.

При изучении животных дети должны усвоить следующие понятия:

1)    Домашние животные — это те, от которых человек получает пользу и о которых заботится (ухаживает за ними, кормит их, оберегает от врагов, а зимой от холода). Они живут в доме или около дома (в конюшне, в коровнике) и потому называются домашними.

2)            Дикие животные живут на свободе, сами добывают себе пищу.

3)            Зимующие птицы не улетают от нас на зиму; они живут у нас зимой — зимуют.

Знания о теле человека и охране здоровья. Правила личной гигиены, обязательные для школьника (продолжение): смена белья нательного и постельного, пользование носовым платком, чистота и опрятность одежды и обуви.

План занятий . Календарь природы: итоги наблюдений за ноябрь и за осень, организация дальнейших наблюдении (1—3 декабря, 1 час).

Зимняя экскурсия в лес (парк) (декабрь, 1 час).

Беседа о зимующих птицах (декабрь, на уроке чтения).

Календарь природы: итоги наблюдений за декабрь и организация наблюдений в январе (2—15 января, 1 час).

Беседы о кошке и о собаке: внешний вид, части тела, где живут, чем питаются (январь, на уроках чтения).

Беседы о лошади и о корове — по такому же плану (январь, на уроках чтения).

Беседы о зайце и о лисице — по такому же плану (январь, на уроках чтения).

Беседы о волке и о медведе — по такому же плану (январь, на уроках чтения).

Календарь природы: итоги наблюдений за январь и организация дальнейших наблюдений (1—3 февраля, 1 нас).

Наблюдения над снегом — выход на школьный двор (1 час).

Беседа об охране здоровья: правила личной гигиены, обязательные для школьника (март, 1 час).

Весна. Представления и понятия об окружающей природе . Погода весной — потепление, таяние снега и льда. Появление проталин. Реки освобождаются от льда (даётся понятие «ледоход») и разливаются (даётся понятие «разлив реки»).

Лес (парк или сад) весной. Дети должны иметь конкретное представление о внешнем виде почек на ветках деревьев и о распускании их. Первые весенние растения (например, мать-и-мачеха, первоцвет, фиалка) — надо научить детей различать и правильно называть два-три из этих растений, уметь находить у них корень, стебель, листья, цветки.

Семена овощных и цветочных растений (например, гороха, фасоли, бобов, настурции, ноготков, душистого горошка). Надо научить детей различать семена этих растений, правильно называть их, сеять в ящики и на грядках, наблюдать за прорастанием их.

Прилёт птиц. Перелётные птицы — грач, скворец, ласточка; надо научить детей различать этих птиц по внешнему виду. Дети должны сознательно усвоить понятие «перелётные птицы» — птицы, которые осенью улетают от нас в тёплые страны, а весной из тёплых стран прилетают к нам и потому называются перелётными.

Весенние работы в огороде, в саду.

З нания о теле челов ека и охр ане здоровья . Игры на воздухе. Прогулки. Как укрепить здоровье летом.

Практические р аботы на пришкольном участке . Посев указанных в программе крупных семян цветочных растений. Посев редиса, салата, гороха.

Наблюдения за ростом и развитием растений, уход за ними.

План занятий . Календарь природы: итоги наблюдений за февраль и за весну; организация дальнейших наблюдений (1—3 марта, 1 час).

Первая весенняя экскурсия в лес (парк) (1—5 марта, 1 час). Урок после экскурсии (1—5 марта, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за март (20—24 марта, на уроке чтения).

Урок о перелётных птицах: граче, скворце и ласточке (1—5 апреля, 1 час).

Выращивание лука в ящиках (организация работы, посев, наблюдения и уход) (1—5 апреля, 1 час).

Ознакомление детей с семенами цветочных и овощных растений (5—15 апреля, 1 час).

Весенняя экскурсия на реку — ледоход (8—15 апреля, 1 час).

Посев семян цветочных растений в ящики (15—20 апреля, 1 час).

Ознакомление детей с раноцветущими травянистыми растениями (20 апреля — 10 мая, 1 час).

Вторая весенняя экскурсия в лес или парк (3 — 10 мая, 1 час). Материалы экскурсии используются на уроках чтения.

Календарь природы: итоги наблюдений за апрель (4 — 5 мая, на уроке чтения).

Беседа об охране здоровья: игры на воздухе, прогулки. Как укрепить здоровье летом? (5—10 мая, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за половину мая, за весну и за весь год (15—16 мая, 1 час).

Задания на лето (в конце учебного года, 1 час).

Н а пр и ш к о л ь н о м уч а с тк е необходимо предусмотреть следующие основные работы детей: посев редиса (конец апреля — начало мая, 1 час).

Подготовка почвы на участке для посева гороха (3—10 мая, 1 час).

Посев гороха на участке (3—10 мая, 1 час).

Организация летних наблюдений и работ на участке по уходу за растениями (15—17 мая, 1 час).

2 КЛАСС

Осень. Представления и понятия об окружающей природе. В связи с осенними работами на огороде учащиеся получают следующие знания об овощных растениях (морковь, огурец, помидор, капуста, лук) и о картофеле: различие этих растений, умение узнавать эти растения, правильно показывать и называть их корни, стебли, листья, цветки, плоды, семена. Дети должны знать, что у этих растений употребляется в пищу. Дети должны сознательно усвоить понятие «плод» (развивается из цветка, а нём есть семена).

Сорные растения огорода (например, осот, мокрица, лебеда) и меры борьбы с ними. Понятия: «сорное растение, сорняк» — растение, которое засоряет посевы, снижает урожайность культурных растений, отнимая у них место, свет, пищу и воду, «полка, выпалывание» — удаление сорных растений.

Животные, полезные для огорода (жаба, лягушка, дождевой червь, божья коровка и др.). Дети должны уметь различать этих животных и правильно называть их.

Животные, вредные для огорода (капустная белянка, слизень и др.) и меры борьбы с ними.

Осенние работы на огороде.

Знания о теле человека и охр ане здоровья . Значение пищи для человека. Пища растительная и животная. Польза овощей и фруктов. Гигиенические правила питания.

Как охранять питьевую воду от загрязнения. Заболевания, связанные с загрязнением пищи и воды.

План занятий . Проверка выполнения летних заданий (сентябрь, 2 часа). Первая осенняя экскурсия на огород (сентябрь, 1 час).

Предметный урок на материале экскурсии — изучение овощных растений (сентябрь, 1 час).

Вторая осенняя экскурсия на огород (сентябрь, 1 час).

Предметный урок после экскурсии: сорняки и вредители огорода (сентябрь, 1 час).

Календарь природы: организация наблюдений за погодой и сезонными изменениями в Природе (1—3 сентября, 1 час).

Беседа об охране здоровья: значение пищи для человека и гигиенические правила питания (сентябрь, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за сентябрь (1—3 октября, на уроке чтения).

Беседа об охране здоровья: заболевания, связанные с загрязнением пищи и воды (октябрь, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за октябрь (1—3 ноября, на уроке чтения).

На пришкольном участке проводится уборка и учёт урожая, очистка участка, подготовка его к зиме (сентябрь — октябрь, 3 часа).

В сельских школах необходимо провести осеннюю экскурсию в сад (октябрь, 1 урок) и урок после экскурсии.

Зима. Представления и понятия об окружающей природе . Расширяя знания детей о лесе, надо познакомить их на конкретном примере с ростом и развитием деревьев, подвести их к обобщениям: «дерево» и «кустарник», «лиственные деревья» и «хвойные деревья».

Дети должны знать, что: а) на лиственных деревьях и кустарниках растут широкие листья, а на хвойных — узенькие в виде «иголочек» (такие узенькие листья называются хвоей); б) у дерева один ствол, а у кустарника несколько стволов; 3) у хвойных деревьев листья (хвоя) на зиму не опадают, а у лиственных опадают.

Надо познакомить детей с отдельными животными леса, встречающимися в дайной местности, например, с белкой, дятлом, ежом.

Надо рассказать о пользе леса, о том, как его разводят и охраняют. Надо развернуть перед детьми яркую картину грандиозных работ по выполнению постановления партии и правительства о создании полезащитных лесонасаждений.

Знания о теле человека и охране здоровья . Значение сна. Время и продолжительность сна. Помещение для сна. Постель и уход за ней. Гигиенические навыки, связанные со сном: умывание на ночь, чистка зубов, мытьё ног, проветривание помещения, сон с непокрытой головой и т. п.

План занятий . Календарь природы: итоги наблюдений за ноябрь и за осень. Организация дальнейших наблюдений (1 — 3 декабря, 1 час).

Зимняя экскурсия в лес или парк (декабрь, 1 час).

Урок о животных — обитателях местных лесов, например о белке: внешний вид, части тела, как передвигается, чем питается, где живёт зимой, как спасается от врагов (декабрь, 1 час).

Урок о лесе: польза, охрана и разведение леса. Создание полезащитных лесонасаждений (декабрь, 1 час).

Беседа об охране здоровья: гигиенические навыки, связанные со сном (январь, 1 час).

Календарь природы; итоги наблюдений за январь (1—3 февраля, на уроке чтения).

Весна. Представления и понятия об окружающей природе . В связи с весенними работами в саду надо дать детям следующие знания о плодовых деревьях (яблоня, груша, вишня и др.) и кустарниках (смородина, крыжовник, малина), о садовой землянике: различие этих деревьев и кустарников, узнавать эти растения, правильно показывать и называть у них корни, стебель, ветки, листья, цветки. Дети должны знать, что плоды этих растений очень полезны для человека.

Надо рассказать детям о великом преобразователе природы Иване Владимировиче Мичурине, о его замечательных достижениях по созданию новых сортов плодовых деревьев и кустарников.

Надо познакомить детей с полезными для сада птицами (например, скворец, синица, ласточка) — дети, должны уметь различать и правильно называть их; знать, что эти птицы полезны и что их надо привлекать в сады и оберегать.

Надо познакомить детей и с весенними работами в саду.

З нания о теле человека и охр ане здоровья . Разумное использование летних каникул дли отдыха и укрепления здоровья.

Практические работы на пришкольном участке . Выращивание моркови, свёклы, картофеля, земляники. Наблюдения за ростом и развитием растений. Уход за ними.

План занятий . Календарь природы: итоги наблюдений за февраль и за зиму. Организация дальнейших наблюдений (1—3 марта, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за март (1—4 марта, на уроке чтения).

Весенняя экскурсия в сад (апрель, 1 час). Материал экскурсии используется на уроке чтения. На этом же уроке учитель рассказывает детям о И. В. Мичурине и его достижениях, об успехах садоводства в СССР.

Календарь природы: итоги наблюдений за апрель (4—5 мая, на уроке чтения).

Беседа об охране здоровья: отдых и укрепление здоровья летом (5—10 мая 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за половину мая, за весну и за весь год (15—16 мая, 1 час).

На пришкольном участке проводятся следующие работы:

Подготовка почвы участка для посева семян корнеплодов (конец апреля, 2 часа).

Посев моркови и свёклы (5 апреля — 10 мая, 1 час).

Подготовка почвы для посадки картофеля (начало мая, 1 час).

Посадка картофеля (май, 1 час).

Работы в питомнике лесных древесных пород (апрель — май).

Организация наблюдений и работ по уходу за растениями на участке и на полезащитных лесных полосах в летний период (15—17 мая, 1 час).

В сельских школах, кроме того, необходимо провести весеннюю экскурсию на парники колхоза или совхоза (апрель — первая половина мая, 1 час) и весеннюю экскурсию на колхозное поле (первая половина мая, 1 час).

3 КЛАСС

Осень. Представления и понятия о растениях, возделываемых в поле (например, рожь, пшеница, кукуруза, овёс, клевер, лён, конопля, хлопчатник, сахарная свёкла и другие) — дети должны иметь конкретные представления о внешнем виде этих растений.

Детям надо дать элементарные знания о выращивании и использовании этих растений. Примеры:

1)    Рожь, пшеницу сеют в поле осенью (озимые растения) и весной (яровые растения); убирают (жнут и косят) осенью; обрабатывают почву, сеют и убирают с помощью машин. Семена ржи и пшеницы на мельнице размалывают в муку, из муки выпекают хлеб, солома этих растений идёт в корм скоту, а солома ржи и на подстилку. Из семян овса приготовляют муку и крупу; семена овса и овсяная солома идут на корм скоту.

2)    Клевер (или другое, распространённое в данной местности растение, из которого приготовляют сено, например, вика, люцерна) сеют в поле, летом скашивают и сушат, получается сено. Сеном кормят лошадей, коров, овец, коз, кормят животных и свежим не высушенным клевером, а также викой, люцерной, луговыми травами.

3)    Лён (или другое прядильное растение, распространённое в районе школы, например, конопля) весной сеют в поле, летом ухаживают за ним, осенью убирают (растения вырывают из земли целиком, затем их мочат, мнут, треплют и расчёсывают). Из стеблей льна получается прочное волокно, из которого делают полотно, из семян льна получают льняное масло.

4)    Сахарную свёклу весной сеют в поле, летом ухаживают за ней, осенью убирают (выкапывают). Из корней сахарной свёклы получают сахар.

Надо рассказать детям о замечательном советском учёном Т. Д. Лысенко и его достижениях, об успехах нашего социалистического сельского хозяйства (на конкретных примерах из практики местных колхозов и совхозов).

План з анятий . Проверка выполнения летних заданий (сентябрь, 2 часа). Календарь природы; организация наблюдений за погодой и сезонными изменениями в природе (1—3 сентября, 1 час).

Осенняя экскурсия в поле (начало сентября, 1 час).

Урок после экскурсии (начало сентября, 1 час). На этом же уроке учитель рассказывает детям о Т. Д. Лысенко и его достижениях, об успехах нашего социалистического сельского хозяйства. Знакомство с сорняками поля (сентябрь, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за сентябрь (1—3 октября, на уроке чтения). Календарь природы: итоги наблюдений за октябрь (1—3 ноября, на уроке чтения). На пришкольном участке проводятся следующие работы:

Уборка и учёт урожая пришкольного участка (сентябрь, 1 час).

Посадка земляники (сентябрь, 1 час).

Озимые посевы хлебных растений на участке (октябрь, 1 час).

Очистка участка и подготовка его к зиме (октябрь, 1 час).

Зима. Пр едставления и понятия о жив отных . В результате изучения домашних животных (лошадь, корова, свинья, овца; курица, гусь) и диких животных (волк, лисица, заяц, ёж; уж, гадюка; лягушка; карась, щука и др.), обитающих в данной местности, дети должны иметь конкретные представления о характерных особенностях их внешнего вида.

Дети должны знать, где живут эти животные, как передвигаются, чем питаются, как находят и ловят добычу, как спасаются от врагов.

Надо рассказать детям об успехах социалистического животноводства (на конкретных примерах из практики местных колхозов и совхозов), о лучшей в мире костромской породе молочного скота.

Следует также сообщить детям сведения об охране и привлечении полезных птиц, о мерах борьбы с вредными животными, об уходе за домашними животными.

Дети должны иметь конкретные представления о помещениях, в которых содержатся коровы, лошади (или другие домашние животные, например, куры, гуси, кролики), о том, чем и как кормят этих животных.

Дети должны знать, что продуктивность домашних животных зависит от условий содержания их, от кормления и ухода.

План занятий . Календарь природы. Итоги осенних наблюдений. Организация дальнейших наблюдений (1—3 декабря, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за декабрь (2—12 января, на уроке чтения).

Зимняя экскурсия в конюшню колхоза или совхоза (январь, 1 час). Материалы экскурсии используются на уроках чтения. На этих же уроках учитель рассказывает детям об успехах социалистического животноводства, о лучшей в мире костромской породе молочного скота.

Уроки о домашних животных (январь, 2 часа).

Уроки о диких животных (январь, 2 часа).

Календарь природы: итоги наблюдений за январь (1—3 февраля, на уроке чтения).

Весна. Представления и понятия об окружающей природе . Календарные сроки появления признаков наступления весны, сопоставление этих сроков за три года (по календарям природы, которые велись детьми в 1, 2 и 3 классах).

Конкретные представления о доступных для наблюдения растениях и животных местных водоёмов.

Знания о теле человека и уходе за ним . Продолжая работу по изучению человеческого тела и охране здоровья, надо дать детям элементарные знания о скелете, мышцах, важнейших внутренних органах (органы дыхания, пищеварения, кровообращения, выделения), о нервной системе и их гигиене; о заразных болезнях и мерах их предупреждения.

В результате работы по этой теме дети должны знать, что под кожей, покрывающей тело человека, есть мышцы, а под мышцами — кости. Кожа покрывает всё тело человека; она мягкая, упругая, легко растягивается и поэтому не мешает движениям человека. В то же время кожа очень прочная и хорошо защищает наше тело от проникновения в него заразных микробов. Из кожи постоянно выделяется жир. Жир смазывает кожу, делает её мягкой. Когда человеку жарко, кожа покрывается маленькими капельками пота.

Дети должны усвоить понятия о мышцах, о скелете, об органах дыхания, органах пищеварения, о крови и органах кровообращения, об органах чувств, о нервной системе.

Пр актические работы на пришкольном участке . Уменье различать и готовить к посеву семена цветочных, овощных и полевых растений.

Выращивание помидоров и огурцов. Размножение смородины черенками. Выращивание семян капусты, моркови, свёклы.

Наблюдения и уход за растениями.

Работы в школьном лесном питомнике.

План з анятий . Календарь природы: итоги наблюдений за февраль и за зиму. Организация дальнейших наблюдений (1—3 марта, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за март (20—24 марта, 1 час).

В течение апреля проводятся уроки объяснительного чтения по изучению тела человека и правил ухода за ним.

Скелет (2 часа).

Мышцы (2 часа).

Органы пищеварения. Пища. Путь пищи в нашем теле (3 часа).

Заразные болезни и как уберечься от них (2 часа).

Органы дыхания. Борьба за чистый и свежий воздух (1 час),

Органы кровообращения. Сердце, как его беречь (2 часа).

Органы выделения. Кожа и уход за ней. Уход за волосами. Понятие о почках (1 час).

Нервная система. Органы чувств, уход за глазами и ушами (3 часа).

Урок по обобщению всего материала по теме о теле человека и уходе за ним (1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за апрель (4—5 мая, на уроке чтения).

Весенняя экскурсия на водоём (май, 1 час).

Урок после экскурсии (май, 1 час).

Календарь природы: итоги наблюдений за половину мая, за весну и за весь год (15—16 мая, 1 час).

Задания на лето (в конце учебного года, 1 час).

На пришкольном участке проводятся следующие работы:

Посев семян помидоров в ящики (5—15 апреля, 1 час).

Посев семян капусты в ящики (15 — 20 апреля, 1 час).

Посев семян огурцов в дернинки и бумажные стаканы (середина апреля, 1 час).

Посадка черенков смородины (15—30 апреля, 1 час).

Посадка семенников капусты, моркови и свёклы (конец апреля, 1 час).

Пикировка рассады капусты и помидоров (начало мая, 1 час).

Работы в питомнике лесных древесных пород (апрель — май).

Организация наблюдений и работ на участке и на полезащитных лесных полосах со второй половины мая: высадка в грунт рассады огурцов и помидоров, ознакомление учащихся с уходом за растениями, с правилами поддержания чистоты на участке, борьбой с вредителями и пр. (15—17 мая, 1 час).

Таков примерный план занятий по изучению природы с учащимися первых трёх классов.

План предусматривает вооружение детей не только знаниями о природных предметах и явлениях, но и некоторыми практическими умениями и навыками. Этими умениями и навыками учитель должен вооружить детей не в отрыве от учебной работы и в тесной связи с усвоением знаний о природе. Приобретение учащимися практических умений и навыков должно быть естественным следствием правильно поставленной работы по изучению природы.

В процессе этой работы и в тесной связи с её содержанием учащиеся первых трёх классов получают следующие умения и навыки: элементарные умения и навыки по наблюдению предметов и явлений природы; по использованию таких несложных измерительных приборов, как весы, мензурка, термометр; по изготовлению коллекций и постановке простейших опытов. Учащиеся получают санитарно-гигиенические знания и навыки по уходу за собственным телом и охране здоровья, овладевают элементарными умениями и навыками по сельскому хозяйству, необходимыми при посеве семян, посадке картофеля, выращивании рассады цветочных и овощных растений, уходе за растениями, сборе и учёте полученного урожая.

Внеклассная работа учащихся в уголках природы, связанная с наблюдениями и уходом за комнатными растениями и за животными — обитателями аквариумов и террариумов, имеет большое значение для углубления и закрепления полученных детьми в школе знаний о природе.

Учащиеся 2 и 3 классов могут также принять активное участие в охране и привлечении полезных в сельском хозяйстве птиц, в озеленении школы и охране зелёных насаждений, в шефстве над молодняком сельскохозяйственных животных, в борьбе с сорными растениями и животными — вредителями сельского хозяйства, в посадке полезащитных лесонасаждений.

Таким образом, занятия с учащимися первых трёх классов охватывают большой круг вопросов, ответы на которые дети получают не только со слов учителя или из книг, но и в значительной мере путём непосредственных наблюдений над предметами и явлениями природы и путем практических работ, проводимых под руководством и с помощью учителя.

4КЛАСС

В 4 классе в течение всего учебного года ведутся занятия по изучению неживой природы.

Весной отводится время для практических работ на пришкольном участке.

Вся работа по естествознанию в 4 классе может быть спланирована следующим образом.

1-я четверть. Приём летних заданий и организация выставки летник работ учащихся (2 часа)

Введение в курс «Неживая природа» (2 часа.) Уточнение понятия «природа». Природа живая и природа неживая. На основе конкретных представлений об отдельных, знакомых детям предметах, уточняются понятия «тело» и «вещество».

Живая и неживая природа (1 час).

Твёрдые, жидкие и газообразные вещества (на конкретных примерах, 1 час).

Тема «В ода» (18 час.). Вода — жидкое тело, жидкость, она не имеет своей формы, принимая форму сосуда, в который налита. Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет вкуса и запаха.

От нагревания вода, как и другие жидкости, расширяется, а от охлаждения сжимается. На этом свойстве жидкостей основано устройство термометра. Что такое термометр и как он устроен.

Три состояния воды: лёд, жидкая вода, пар. Переход воды из одного состояния в другое при нагревании и охлаждении. Использование человеком силы воды. Днепрогэс. Использование человеком силы пара. И. И. Ползунов — русский изобретатель паровой машины.

Растворимые и нерастворимые вещества (на конкретных примерах). Очистка воды от нерастворимых и растворимых в ней веществ (фильтрование и перегонка воды). Устройство водопровода. Круговорот воды в природе.

Вода в жидком состоянии: Вода и другие жидкости (значение, свойства). Расширение и сжатие воды и других жидкостей при изменении температуры (1 час).

Термометр, его устройство и как им пользоваться (1 час). Растворимые и нерастворимые вещества (1 час). Очистка воды от мути (1 час). Водопровод. Вода для питья (1 час). Использование силы воды. Днепрогэс (1 час).

Обобщение материала о воде в жидком состоянии (1 час).

Вода в газообразном состоянии. Испарение воды (1 час). Кипение воды. Превращение пара в воду (1 час). Использование силы пара. И. И. Ползунов — русский изобретатель паровой машины (1 час). Перегонка воды (1 час). Облака, тучи, роса (1 час). Круговорот воды в природе (1 час).

Обобщение материала о воде в газообразном состоянии (1 час).

2-я четверть. Вода в твёрдом состоянии. Важнейшие свойства льда (1 час). Иней, снег и град (1 час).

Обобщение материала по всей теме «Вода» (2 часа).

Тема «В оздух» (10 час.). Воздух — газ; мы не видим его, потому что он прозрачен и бесцветен. Воздух, как всякое тело, занимает определённое место и имеет вес.

Воздух сжимаем и упруг. Сжатый воздух используется человеком. (Примеры).

Воздух во много раз легче воды. Советские водолазы.

От нагревания воздух расширяется, а от охлаждения сжимается. Тёплый воздух легче холодного.

Полёты советских стратостатов.

Движение воздуха в природе. Отчего бывает ветер и как человек использует его силу.

Понятия о составе воздуха и важнейших свойствах кислорода, углекислого газа и азота. Воздух необходим для дыхания и горения.

Значение чистого воздуха для здоровья. Борьба с загрязнением воздуха.

Воздух вокруг нас. Воздух занимает место (1 час). Воздух сжимаем и упруг (1 час). Расширение и сжатие воздуха при изменении температуры. Воздух имеет вес (2 часа), Тёплый воздух легче холодного (1 час). Ветер. Использование силы ветра (1 час). Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот и важнейшие свойства их (2 часа). Воздух нужен для горения и дыхания. Значение чистого воздуха для здоровья (1 час).

Обобщение материала по Теме «Воздух» (1 час).

3-я четверть. Тема «Полезные ископаемые» (30 час.). Понятия «горная порода» и «разрушение горных пород». Конкретное представление о граните, песчанике, глинистом сланце и других, перечисленных в программе полезных ископаемых. Характерные внешние признаки этих ископаемых.

Использование полезных ископаемых человеком: изготовление стекла, кирпичей, извести, цемента, бетона; использование ископаемого топлива; выплавка металлов из руд; применение металлов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, в быту.

Понятие об условиях образования песчаников, глинистых сланцев; известняков, каменной соли, ископаемого топлива.

Конкретное представление о металлах (железо, медь, свинец, олово, алюминий). Понятия «руда» и «металл».

Горные породы. Гранит (2 часа). Разрушение горных пород. Разрушение гранита (1 час). Песок и как делают из него стекло (1 час). Глина и как делают из неё кирпичи и посуду (1 час). Песчаник и глинистый сланец (1 час).

Обобщение материала о граните, глине, песке, глинистом сланце и песчанике (1 час).

Известняки. Известь гашёная и негашёная. Мрамор. Отделка мрамором станций московского метро (2 часа). Цемент и бетон (1 час). Соль: каменная соль, соль из морской воды, соль соляных озёр; как получают соль из соляных озёр в СССР; соли, идущие на удобрение (2 часа).

Обобщение учебного материала об известняках и о соли (1 час).

Торф; свойства торфа; как добывается и используется торф в СССР (1 час).

Каменный уголь: свойства, история возникновения, добыча и использование в СССР. Стахановское движение на шахтах. Работа врубовой машины (2 часа).

Нефть: внешние признаки, нефть как топливо. Как добывают нефть в СССР (1 час).

Обобщение учебного материала об ископаемом топливе (2 часа).

Огромные запасы железных руд в СССР. Получение из них чугуна, железа, стали (3 часа). Медь, алюминий, свинец. Залежи их в СССР (2 часа). Свойства металлов (1 час). Обобщение учебного материала о металлах (2 часа).

Повторение всего материала темы (3 часа).

4-я четверть. Тема «Почва» (10 час.). Понятие «почва», характерные внешние признаки почвы, расположение слоёв на почвенном обнажении.

Состав почвы. Минеральные (песок, глина, минеральные соли) и органические (перегной) вещества почвы. Глинистые, песчаные и чернозёмные почвы.

Строение почвы: роль комочков почвы, значение перегноя. Как разные почвы удерживают воду? Передвижение воды в почве. Загрязнение почвы.

Как человек обрабатывает и удобряет почву для получения высоких урожаев.

Экскурсия на почвенное обнажение (2 часа). Состав почвы (2 часа). Какие бывают почвы (1 час). Строение почвы (1 час). Движение воды в почве. Загрязнение почвы (1 час). Обработка почвы (1 час). Удобрение почвы (1 час).

Обобщение учебного материала темы (1 час).

Заключение по курсу «Неживая природа» (2 часа).

Задания на лето (1 час).

Практические работы на пришкольном участке (8 час.).

Посадка яровизированных и неяровизированных клубней картофеля (май, 2 часа).

Посев семян полевых растений (яровая пшеница, ячмень, овёс, вика с овсом, кормовая свёкла, турнепс и др.) на коллекционном участке (первая половина мая, 2 часа).

Посадка плодовых деревьев и кустарников и работы по уходу за садом (конец апреля — начало мая, 2 часа).

Работы в пришкольном лесном питомнике (конец апреля — начало мая, 2 часа).

Уход и наблюдения за растениями в течение всего лета.

 

 

 

 

 

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment