Основные педагогические требования к организации и методике внеклассной работы в начальных классах

osnovnye pedagogicheskie trebovaniya k organizaczii i metodike vneklassnoj raboty v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Для того чтобы внеклассная работа дала надлежащий педагогический эффект, она должна быть привлекательной и интересной для детей. Дети участвуют во внеклассной работе на началах добровольности, поэтому очень важно, чтобы намечаемые занятия и культурно-массовые мероприятия по своему замыслу, содержанию и формам организации вызвали интерес у учащихся, желание в них участвовать. Зачастую эти педагогические требования игнорируются, и тогда намеченная работа обречена на неудачу.

Так, например, опрометчиво поступит учитель, если он, желая организовать внеклассное чтение детей, ограничится лишь тем, что вывесит на стене список рекомендуемых для самостоятельного чтения книг, заведёт учётную таблицу, на которой «крестиками» будет отмечать, кто из учеников какую книгу прочитал, и раз в неделю на уроке или после уроков будет проверять, как усвоено учащимися прочитанное.

Вдумчивый и опытный учитель поступит иначе. Он сообщит детям об отдельных интересных для них книжках, иногда принесёт в класс и покажет ту или иную книжку, расскажет о её содержании, о ком-либо из её героев, покажет рисунки, иллюстрации, или прочитает отрывок из книги, который может вызвать у детей интерес. Он предложит детям, уже прочитавшим эту книгу, дать о ней свои отзывы. И тогда у многих учащихся появится желание прочитать эту книгу.

Для того чтобы внеклассные мероприятия были интересны для учащихся, надо вносить в работу как можно больше р аз н о о бр азия . Любому, даже самому интересному на первых порах, внеклассному начинанию угрожает опасность стать неинтересным, тусклым и скучным, если оно приобретает характер трафарета, шаблона.

Чем больше разнообразия и изобретательности вносит учитель в проводимые им кружковые занятия, чем разнообразнее задания, к выполнению которых он привлекает членов кружка, тем больше у него возможностей удовлетворить индивидуальные запросы детей и удержать их интерес к работе.

В распоряжении учителя имеется немало средств для того, чтобы вызвать и поддержать интерес учащихся к тем или иным занятиям в кружке, чтобы увлечь учащихся подготовкой к устройству вечера или к проведению экскурсий. Злободневность тематики, известная новизна преподносимого учащимся материала, стимулирование инициативы и активности их в работе, эмоциональность и красочность оформления — всё это делает внеклассные мероприятия привлекательными, жизненными и интересными.

Внеклассная работа с детьми должна соответствовать уровню развития и возрастным особенностям детей. В младшем школьном возрасте большое место займут игры, простейшие занятия по рисованию, аппликации, рассказы и инсценировки, отражающие впечатления детей от прогулок-экскурсий, наблюдений, от прочитанных книжек и т. д. Для бесед, чтения и рассказывания следует подбирать литературный материал, доступный детям по содержанию, языку и внешнему оформлению. В этом возрасте дети с увлечением инсценируют басни и сказки, изготовляют из бумаги, картона и других материалов разные игрушки, украшают свою классную комнату, готовят незатейливые костюмы для плясок и игр вокруг ёлки и т. п. Доступны для детей младших классов внеклассные занятия в уголке природы и на пришкольном участке по уходу за растениями и животными.

Чем старше дети, тем более дифференцированными становятся их интересы и тем большее значение приобретают кружковые занятия с отдельными группами учащихся. Чем старше дети, тем глубже по содержанию могут быть политико-просветительные беседы, чтение и экскурсии, проводимые с ними, тем шире можно привлекать их к участию в общественно-полезных делах, организуемых школой.

Характерной чертой внеклассной работы является акти в н о сть и с амод еятел ь н о с ть с амих учащихся. На всех этапах работы — в начальный момент её организации и планирования, в самом процессе её проведения, в учёте и оформлении её результатов — опытные учителя стараются стимулировать и максимально использовать инициативу и активность самих учащихся. И в этом один из важных «секретов» успеха работы.

Соблюдение педагогического требования активности и самодеятельности детей во внеклассной работе одинаково важно как в отношении старших возрастных групп учащихся, так и в отношении младших школьников. Различными будут лишь степень, характер и формы самодеятельности. Так, например, в 1 и во 2 классах учителя начинают внеклассную работу с книгой с собственного рассказывания и чтения детям, сопровождая чтение показом картинок и диафильмов, но постепенно вовлекают детей в разные виды работы: зарисовки к прочитанному, ведение читательских дневников, рассказывание товарищам содержания самостоятельно прочитанных книжек и пр. В дальнейшем создаётся небольшая библиотечка, обслуживаемая самими детьми: одни собирают, каталогизируют и сортируют книги, хранят их в классном шкафу, выдают читателям, ведут учёт; другие оформляют «библиотечный уголок», рисуют плакаты о правилах пользования книгами, об отдельных рекомендуемых книгах; третьи ремонтируют книжки, делают обложки, четвёртые — «печатники», изготовляют под руководством учителя «книжки-самоделки» и т. д.

В старших классах начальной школы, опираясь на инициативу и самодеятельность детей, учителю нетрудно организовать и кружковую работу. Два-три инициатора-активиста обычно пропагандируют идею создания кружка среди своих товарищей и вербуют первых участников кружка. В занятиях, которые учитель проводит с кружком, отдельные члены кружка выступают в роли его помощников. Они получают задания: подобрать какой- либо нужный к очередному занятию материал, подготовить иллюстрации к беседе учителя, быть на самом занятии его помощниками при демонстрации карт, картин, опытов. Под руководством учителя ученики подготовляют сообщения, доклады и другие работы, являющиеся основным содержанием занятий в кружке. Во всей организации работы — подготовке помещения для занятий, обеспечении необходимого оборудования и пособий, уборке помещения после занятий, сохранении оборудования и пособий кружка, учёте и систематизации результатов проведённых занятий и пр. — должны принимать участие члены кружка и прежде всего выделенный староста и очередные дежурные.

Но не только кружковую работу возможно и нужно строить на основе самодеятельности учащихся. Этот принцип организации внеклассной работы важен и даёт хорошие результаты также и в массовых мероприятиях.

Например, наметив провести с детьми экскурсию в музей или в природу, учитель привлекает учащихся к разработке плана экскурсии и предварительной разведке объекта и маршрута экскурсии, поручает организацию и подготовку экскурсии выделенному старосте. Одним учащимся даются задания по записи, зарисовке и собиранию нужных материалов во время экскурсии; другим поручается систематизировать и обрабатывать результаты экскурсии, написать соответствующую заметку или статью; третьим — оформить весь собранный и обработанный материал в виде альбома, стенной газеты и т. д.

Задумали устроить утренник — старшие учащиеся привлекаются к участию в его подготовке. Надо обсудить с детьми намечаемую программу утренника и учесть их пожелания и предложения. Содержание утренника, разумеется, состоит преимущественно из «номеров», исполняемых самими детьми. Они готовятся к выступлению на репетициях.

В 3 и 4 классах учитель должен в проводимой им внеклассной работе всемерно использовать инициативу и общественную активность пионерского отряда и привлекать пионерский актив класса.

Опыт показывает, что последовательное и вдумчивое применение этих педагогических требований всегда приводит к положительным результатам. Это можно видеть на многочисленных фактах хорошо поставленных внеклассных занятий с детьми. В качестве примера такой работы учителя можно привести опыт организации и проведения читательской конференции, как массового мероприятия и опыт организации кружка сказок.

В одной из московских школ учительницы трёх параллельных 4 классов наметили и совместно провели со своими учащимися интересную внеклассную работу по книге Е. Ильиной «Четвёртая высота». Работа началась, с организации внеклассного чтения детьми этой книги. Больше месяца дети жили образом обаятельной героини Этого произведения — Гули Королёвой, прослеживали постепенно замечательный жизненный путь советской девушки-патриотки с раннего детства — через детский сад, школу, пионерскую организацию, комсомол, к героическому подвигу под легендарным Сталинградом в грозные дни. Великой Отечественной войны. Работа над книгой «Четвёртая высота» была весьма разнообразна по своим формам и закончилась красочным массовым мероприятием — литературным утренником, приуроченным ко дню Советской Армии.

Сначала в часы внеклассного чтения учительницы читали детям вслух, выразительно и доходчиво, это произведение. Чтение сопровождалось доступными беседами с детьми. Разбирали описываемые в книге поступки и складывающиеся черты характера Гули. По мере чтения повести дети под влиянием проведённых с ними бесед всё глубже и глубже проникали в идейное содержание произведения.

Одновременно в литературном кружке, в котором принимали участие более развитые дети из этих классов, готовились небольшие изложения («доклады») на следующие темы: «Жизнь Гули до школы», «Гуля — школьница и пионерка», «Гуля — комсомолка», «Гуля — артистка кино», «Гуля — спортсменка», «Гуля — на фронте», «Четыре высоты, взятые Гулей». Доклады на избранную по желанию тему дети писали дома самостоятельно. Доклады прочитывались на занятиях кружка. Члены кружка делали свои замечания, дополняли доклады. Руководительница кружка давала указания «авторам», и они исправляли свои работы.

После того как повесть была прочитана, дети стали готовиться к намеченной читательской конференции (литературному утреннику). Дети, писавшие «доклады», переписывали их начисто, иллюстрировали рисунками и оформляли художественно обложки, готовя свои работы к выставке на утреннике.

Всем учащимся было предложено написать сочинение на тему «Чему научила меня книга «Четвёртая высота», руководствуясь следующим планом: 1) Какие недостатки были у Гули в детстве и в юности и как она с ними боролась. 2) Какие недостатки я нахожу у себя и как их преодолеваю. 3) Какие высоты в своей жизни взяла Гуля. 4) Какие высоты в жизни нужно взять мне.

Готовясь к литературному утреннику, дети по своей инициативе под руководством учительницы написали письмо писательнице Е. Ильиной. Они просили сообщить им, где сейчас находится мать Гули и её сынишка Ёжик, посещает ли он детский сад и когда пойдёт в школу. В своём письме дети просили писательницу прийти на их литературный утренник. Кто-то подал мысль подготовить подарок для Ёжика и передать через писательницу Е. Ильину или послать ему по почте. Дети собрали деньги, купили красивый маленький портфель, новый раскрашенный букварь, комплект тетрадей, цветные карандаши, настенный детский иллюстрированный календарь. Одна из учениц, искусная вязальщица, связала для Ёжика белые пуховые варежки. Всё было любовно уложено в портфель, куда вложили также письмо сынишке Гули Королёвой. Раздобыли портрет Гули в военной форме, вставили его в рамку и украсили хвоей и цветами. Приобрели новую книгу «Четвёртая высота» в красивом переплёте для выставки к утреннику.

Литературный утренник, столь тщательно и вдумчиво подготовленный, прошёл очень содержательно и дал большой воспитательный эффект.

А прошёл этот утренник так.

Дети, построенные по классам (пионерским отрядам), во главе со своими вожатыми под звуки марша вошли в убранный зал, где была устроена выставка, посвящённая Советской Армии, и специальный уголок с рисунками детей и их сочинениями о Гуле Королёвой и о книге «Четвёртая высота».

После пионерской линейки в честь Советской Армии все хором спели песню о героях Отечественной войны и «Гимн Советского Союза».

Учительница одного из 4 классов кратко рассказала о том, как на протяжении месяца учащиеся всех 4 классов изучали жизнь и славные дела одной из скромных девушек — героинь Великой Отечественной войны по книге «Четвёртая высота», и отметила, что лучшие работы учащихся об этой книге выносятся на настоящий утренник.

Шесть учениц выступили и устно прочитали свои доклады: 1) «О книге «Четвёртая высота», 2) «Жизнь Гули до школы», 3) «Гуля — школьница и пионерка», 4) «Гуля — комсомолка», 5) «Гуля на фронте», 6) «Четыре высоты, взятые Гулей».

Доклады чередовались с выразительным чтением избранных отрывков из книги «Четвёртая высота».

Детские изложения, простые и понятные всем, удачно подобранные и хорошо прочитанные отрывки и эпизоды в целом дали законченный образ Гули — одной из тысяч и десятков тысяч советских девушек-героинь, воспитанных нашей школой, пионерской организацией, комсомолом, коммунистической партией.

После этого выступило несколько учениц с чтением лучших сочинений на тему: «Чему учит нас жизнь и дела Гули Королёвой». Некоторые ученицы, выступая с места, говорили о том, что книга «Четвёртая высота» им очень понравилась и что Гулю они полюбили, как старшую сестру. Рассказывали о недостатках, которые они стали замечать в себе: одни — леность, рассеянность, неорганизованность; другие — упрямство, непослушание; третьи — грубость и т. д. Говорили о главной «высоте», которую им надо взять: «учиться на «4» и на «5». Проводили сравнения между жизнью Гули Королёвой и своей собственной, оценивали свои отношения к родителям, к учебным обязанностям, к общественной работе, к товарищам. Высказывания детей были очень непосредственны, искренни и трогательны.

Волнующей была встреча детей с приехавшей на утренник писательницей Е. Ильиной, автором книги «Четвёртая высота». Дети засыпали писательницу вопросами: Знала ли она Гулю в жизни? Где теперь Ёжик и его бабушка? Видела ли она Ёжика и как он выглядит?

Писательница выразила своё удовлетворение докладами, сочинениями и высказываниями детей об её книге, о героине книги и призывала учащихся столь же внимательно и вдумчиво читать другие книги советских писателей.

Дети восторженно аплодировали писательнице и преподнесли ей цветы.

— А этот наш подарок, — сказали подошедшие к писательнице три ученицы (по одной из каждого параллельного класса), преподнеся маленький портфель с вложенными в него вещицами, — просим вас, Елена Яковлевна, передать сынишке Гули Королёвой, Ёжику.

Вместе с подарком дети передали для Ёжика письмо, которое одна из учениц тут же прочитала вслух:

«Дорогой Ёжик! Мы прочитали книгу «Четвёртая высота» о твоей маме. Твоя мама была верной дочерью своего народа. Она отдала жизнь за нас, советских детей. Мы хотим быть похожими на твою маму, и ты гордись ею и будь таким же, как она!

Посылаем тебе подарок для поступления в школу. Твою маму знает вся страна и все будут интересоваться, как ты учишься.

Шлём привет бабушке Ёжика. Просим её прочитать наше письмо Ёжику и написать нам ответ».

На этом закончился литературный утренник. Он произвёл глубокое впечатление на всех детей, принявших в нём участие. Долгое время после этого дети вспоминали его, часто говорили о Гуле Королёвой, образ которой стал для них родным и любимым. Яркие эпизоды из её жизни служат до сих пор для детей примером, с которым они сравнивают своё поведение, свои поступки, стараясь быть похожими на Гулю Королёву, т. е. смелыми и мужественными, правдивыми и честными, достойными звания юных пионеров, советских школьников.

Спустя некоторое время учащиеся 4 классов получили большое задушевное письмо от матери Гули — бабушки Ёжика. В ответ на письмо и подарок детей она описывала жизнь своего внука. Он скоро пойдёт в школу. Получив подарок московских школьниц, Ёжик захотел скорее научиться читать букварь, писать и рисовать. И он уже немного научился. А когда научится, то сам напишет московским девочкам, которые знают его и заботится о нём.

Письмо было прочитано во всех 4 классах и вызвало восторг детей. Оно углубило чувства и мысли детей, пробуждённые чтением книги «Четвёртая высота» и проведённым литературным утренником. Письмо матери Гули Королёвой хранится в пионерской комнате школы, как дорогая детям реликвия.

Литературный утренник («читательская конференция») по книге «Четвёртая высота» явился массовым идейно-воспитательным мероприятием, оказавшим большое морально-воспитательное воздействие на детей.

Что обусловило успех описанного детского утренника?

Во-первых, — идейное содержание избранной темы утренника и книги, положенной в основу подготовки к нему.

Во-вторых, — доступность детям содержания, языка, персонажей привлечённого литературного произведения, его соответствие интересам детей.

В-третьих, — то, что утренник явился итогом длительной и педагогически продуманной углублённой работы учителей с детьми над взятым произведением.

В-четвёртых, — то, что учителя умело вовлекли в работу по подготовке к утреннику всех учащихся, правильно сочетав фронтальные формы работы (чтение глав из книги и беседы о них, отзывы юных читателей, рисунки, сочинения) с более углублённой работой с частью детей в кружках (подготовка докладов и выставки), и добились высокой активности и самодеятельности детей.

В-пятых, — то, что педагоги придали работе с книгой жизненный характер и действенную направленность: дети делали выводы о своих собственных недостатках и своём поведении, была устроена встреча с писательницей, приобретался подарок для сына Гули и писалось ему письмо и т. д.

В-шестых, — то, что сама программа утренника была педагогически продумана. Не было перегрузки и нагромождения, ведущих к притуплению восприятия и утомлению. Утренник продолжался всего полтора часа. Программа его отличалась разнообразием, красочностью и эмоциональностью. Благодаря этому утренник оказался очень эффективным в воспитательном отношении.

Приведём теперь пример из опыта кружковых занятий.

В одной из школ учитель организовал «Кружок любителей сказки». К участию в работе кружка была привлечена группа учащихся 4 и 3 классов, а также учащиеся 2 и даже 1 класса — сначала в качестве слушателей, а впоследствии и рассказчиков сказок.

В намеченном плане работы кружка его задачи были сформулированы учителем так: «Удовлетворить интерес детей к слушанию и рассказыванию сказок, сделать достоянием детей наиболее ценные в воспитательном отношении старые и современные сказки, их идейное содержание и красоту формы. Обогатить язык детей и развить их речь, научить их выразительно читать, рассказывать и изображать (драматизировать) сказки».

В качестве содержания занятий с кружком учитель наметил: русские народные сказки, лучшие сказки других народов, современные советские сказки, а также басни, народные пословицы, поговорки, загадки, шутки.

Для начала работы с кружком учитель избрал сказку Маршака «Двенадцать месяцев».

Выбор учителя пал на эту сказку по следующим педагогическим мотивам:

1.    Как новогодняя сказка, она была очень созвучна «ёлочным» настроениям детей в период, когда начиналась работа кружка.

2.    Идейное содержание сказки было очень актуальным: в этой сказке справедливость и скромность побеждают зло и алчность.

3.    Язык сказки — высококачественная поэтизированная проза, чередующаяся с лёгким, простым, живым и разнообразным стихом, — представляет собой исключительно ценный материал для развития у детей культуры речи.

4.    Возможность привлечь яркие художественные иллюстрации к сказке, которые помогают восприятию детьми образов её персонажей.

Первое организационное занятие кружка учитель начал с краткой вступительной беседы о задачах кружка и предстоящей в нём работе.

Учитель спросил детей, какие сказки они знают?

Дети назвали «Красную шапочку», «Кот, петух и лиса», «Колобок» и другие популярные сказки, которые они читали или слышали.

Учитель предложил детям рассказать какую-либо из известных им сказок, но рассказать красиво, интересно. Никто из детей на это предложение учителя не отозвался. Дети объяснили, что рассказать сказку они могут, но рассказать красиво и интересно они не умеют. Тогда учитель сказал детям, что он будет учить их хорошо читать и рассказывать сказки и для начала предложил им прослушать сказку о «Двенадцати месяцах».

Прежде чем приступить к рассказыванию сказки, учитель задал детям несколько вопросов и привёл краткую предварительную беседу с целью подготовки детей к лучшему восприятию сказки. Последовательно были выяснены такие вопросы: Сколько месяцев в году? Как они называются и в каком порядке идут? Какие зимние месяцы весенние, летние, осенние?

Дети оживлённо отвечали на вопросы. По ходу беседы учитель предложил отгадать народную загадку: «Двенадцать соколов одно яйцо снесли». Все отгадали.

Вспомнили загадку в стихах из книги для чтения:

Двенадцать братьев всё вперёд

Бегут из года в год, Но им друг друга не догнать. Кто сможет их назвать?

Затем учитель начал рассказывать сказку. В комнате воцарилась тишина. Учитель рассказал сказку в свободном изложении, придерживаясь текста автора и точно воспроизводя стихотворные строфы. Интонацией, повышением и понижением голоса, мимикой и жестами учитель передавал страх девочки-падчерицы и сменившую его радость, приветливость братьев-месяцев с падчерицей и суровость их с жестокой дочкой мачехи.

Не нарушая ткани сказки, учитель попутно пояснял трудные слова и выражения, чтобы всё рассказываемое было понятно всем детям.

«Падчерица» — т. е. неродная дочь.

«Девочка так и замерла» — остановилась в испуге, не могла двинуться.

Дети прослушали всю сказку с неослабевающим вниманием, хотя она довольно длинная.

Когда учитель кончил, наступила пауза, свидетельствовавшая о впечатлении, произведённом сказкой.

— Ну что, понравилась вам сказка? — спросил учитель.

Напряжение сразу разрядилось. Дети шумно, наперебой, выражали свой восторг.

Учитель задал вопрос, который должен был выяснить, дошла ли до сознания детей идея сказки:

— Почему же братья-месяцы помогли падчерице, а дочку мачехи заморозили?

Симпатии всех детей были на стороне обиженной девочки, они радовались её счастью и сердито говорили о капризной принцессе, злой мачехе и её избалованной дочке. Все были рады, что справедливость восторжествовала, и с благодарностью говорили о братьях-месяцах.

После этого учитель показал детям красочные иллюстрации художника к сказке. Разглядывая рисунки, дети продолжали делиться своими впечатлениями о сказке и мнениями о действующих лицах.

Закончилось первое занятие кружка предложением учителя принести к следующему занятию какую-либо книжку — сказку, которая особенно понравилась. Решили научиться читать красиво, выразительно лучшие из тех сказок, которые будут принесены.

Так зародился одни из самых популярных среди учащихся этой школы кружок сказок.

На занятиях кружка дети читали, рассказывали устно и инсценировали сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке», «О попе и работнике его Балде», несколько русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого, таджикскую сказку «Голубой ковёр» (о том, как Ленин и Сталин освободили бедняков от баев и дали им счастливую жизнь), сказку о черепахе, мышке и вороне (на тему о дружбе и помощи товарищу в беде), сказку о прославленном пионере — джигите Барасби, «Сказку о том, как Фёдор немцев прогнал» и др.

Дети — члены кружка сказок — овладели в значительной степени культурой речи, научились выразительно читать и искусно рассказывать и стали самыми популярными чтецами и рассказчиками на школьных утренниках. Более того, — со времени возникновения кружка сказок утренники в школе стали особенно содержательными и интересными.

Явный успех описанной внеклассной работы не случаен. Он объясняется тем, что учитель вдумчиво подошёл к ней, учёл особенности учащихся начальных классов, их интерес к сказкам, любознательность, художественные наклонности и творческие возможности. Учитель ясно поставил и правильно разрешил идейно-воспитательную задачу работы кружка, умело пробудил активность детей и всё время направлял её и руководил ею. Он начал с того, что увлёк детей своим выразительным чтением сказки. Овладев вниманием детей и воздействуя на их чувства и воображение, он добивался возможно более активного восприятия детьми содержания сказки, подвёл их к пониманию её идеи. Постепенно учитель развивал активность и самодеятельность детей и находил всё больше точек приложения их усилий: дети приносили сказки и участвовали в отборе из них материала для занятий в кружке; дети активно участвовали в беседах по разбору каждой сказки, иллюстрировали сказки рисунками, инсценировали сказки и изображали действия их героев; наконец, дети стали сами читать выразительно и рассказывать художественно, сначала самые простенькие короткие сказки, а впоследствии и большие и сложные.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment