Художественное воспитание в начальных классах

hudozhestvennoe vospitanie v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Художественное воспитание детей тесно связано с общей задачей подготовки всесторонне развитых строителей коммунистического общества. Советская педагогика видит в искусстве могучее средство воспитательного воздействия.

В задачи художественного воспитания прежде всего входит воспитание в детях средствами искусства таких моральных качеств, как любовь к родине, смелость и отвага, мужество и героизм, настойчивость, чувство дружбы и т. п. Одновременно художественное воспитание ставит своей задачей дать детям правильное понятие о прекрасном в природе, в искусстве и в общественной жизни. Воспитывая любовь к художественным ценностям нашей страны, любовь к красоте родной природы, восхищение величием творческого труда советских людей во всех областях деятельности, мужеством и бесстрашием нашего народа, учитель, используя силу воздействия произведений искусства, выполняет задачу воспитания высокого, прекрасного чувства — чувства советского патриотизма.

«Социалистическое государство надо любить не только умозрительно, а конкретно, т. е. с его природой, полями, лесами, фабриками, заводами, колхозами, совхозами, с комсомольцами и комсомолками. Надо любить родину со всем тем новым, что существует в Советском Союзе, и показать её, родину, в красивом, ярком художественно-нарядном виде», — так говорил М. И. Калинин деятелям искусства. Эта задача, в равной мере должна стоять и перед учителем, осуществляющим художественное воспитание детей.

Конкретные задачи художественного воспитания детей можно сформулировать так: 1) помочь детям овладеть культурным наследием нашего народа в области искусства, познакомить их с наиболее яркими и доступными произведениями музыкантов, художников, писателей; 2) научить понимать и любить произведения искусства народов СССР и в частности искусство своего края; 3) обучить детей элементарной грамоте словесного, музыкального, изобразительного, драматического и других искусств; 4) пробудить их собственное творчество и помочь им создавать красивые художественные вещи. Организуемая в школе посильная художественная деятельность детей должна проявляться не только в непосредственном детском творчестве и исполнении художественных произведений, но и в активном отношении детей к произведениям искусства (в качестве читателя, зрителя, слушателя).

Указанные задачи осуществляются в начальном обучении прежде всего на уроках чтения, пения, рисования. Кроме того, художественному воспитанию помогает тесно связанная с уроками и доступная детям 1 4 классов внеклассная и внешкольная работа.

Необходимо, чтобы на занятиях, посвящённых художественному воспитанию, дети воспринимали настоящие произведения искусства слова, музыки, живописи, чтобы содержание занятий способствовало накоплению ярких художественных впечатлений, доставляющих детям удовольствие. Уже первоначальные уроки грамоты, а затем уроки чтения должны, с одной стороны, обогащать детей ценными образами и эмоциями, а, с другой, раскрывать учащимся красоту и выразительность родного языка — «великого, могучего русского языка». Начинать необходимо с самого простого.

Детей надо приучать говорить чётко и выразительно, не слишком громко, без излишнего напряжения голоса. Эта задача может быть успешно разрешена учителем, если он будет систематически развивать у детей интерес к выразительному слову.

Выразительность чтения — один из действенных методов художественного воспитания детей. Для учащихся младших классов художественное чтение учителем избранных произведений можно проводить раз в неделю,

в определённый день. Опыт показывает, что дети с нетерпением ждут часов чтения или художественного рассказывания; постепенно у них вырабатывается устойчивый интерес к художественным литературным произведениям, они начинают стремиться к книгам; появляется желание совершенствовать собственные навыки чтения.

В связи с художественным чтением или художественным рассказыванием целесообразно проводить беседы о прослушанных произведениях, пересказы и рассказывание детьми, выразительное чтение стихов, занятия по технике речи.

С учащимися 3 4 классов формы и методы художественного чтения усложняются. Продолжая развивать у детей интерес к чтению художественных произведений, к заучиванию наизусть стихотворений и отрывков прозы, учитель усиливает работу по культуре устной и письменной речи.

В условиях хрестоматийного изучения в 1 3 классах отдельных фактов истории, географии и естествознания, выразительное чтение соответствующих художественных произведений не только обогащает детей художественными впечатлениями, но одновременно имеет огромное образовательное значение, создавая у детей яркие образы исторических деятелей, картин природы и т. п. Так, после рассказа о городе-герое Ленинграде, выразительное чтение стихов Тихонова из поэмы «Киров с нами» оставит неизгладимый след в детской памяти, обогатив её в то же время новыми понятиями и новыми образами.

В 3 4 классах художественное слово, помимо уроков, должно найти широкое распространение и в таких формах внеклассной работы, как литературный и драматический кружки.

Целью литературного кружка для учащихся 3 4 классов является ознакомление детей с лучшими, доступными детскому возрасту художественными произведениями, воспитание культуры речи (выразительность чтения) и развитие детского творчества.

Результатом кружковой работы может быть издание своего рода «литературного журнала» или художественной стенной газеты, в которых найдут применение склонности детей к тому или другому виду искусства.

Наряду с литературным кружком, большим успехом пользуется у детей драматический кружок. Содержанием работы драматического кружка чаще всего является инсценировка небольших произведений. Дети любят «выступать», но нужно помнить, что подготовка детей к выступлению не является самоцелью. Готовя детей к выступлению, учитель прежде всего преследует задачи художественного воспитания. Это находит своё отражение и в подборе репертуара для детских драматических выступлений, и в самом характере детского театрального искусства.

Живой формой художественного воспитания являются литер атур – ные игры . Они нужны и интересны всем школьникам. Дети, играя, могут вспомнить, а иногда и изобразить знакомых литературных героев сказок и рассказов, придумать коллективный рассказ, вспомнить известные им слова, узнать новые.

Игры на темы: «Вспомни, что читал», «По отрывку назови произведение и автора» и другие развивают внимание, инициативу и фантазию детей.

В нашей стране придаётся огромное значение развитию музыкальной и хоровой культуры. Это обязывает и начальную школу сделать музыку и пение одним из важнейших средств художественного воспитания детей. Основой музыкальной работы в школе должно стать хоровое пение. Песня должна войти в детский быт. В процессе хорового пения, в процессе разучивания песни у детей развивается музыкальный слух, память, музыкальный вкус. Слушая музыку на уроках и во внеклассных занятиях, дети одновременно знакомятся с музыкальными произведениями прошлого и настоящего. Для слушания музыки отбираются такие произведения, на которых дети знакомятся с лучшими реалистическими созданиями нашего народа и наших замечательных композиторов-классиков. При отсутствии необходимых инструментов и исполнителей можно правильно организовать слушание патефонной музыки и детского радиовещания.

Из о бр азительно е ис кусство в начальном обучении служит целям художественного воспитания в двух направлениях. Во-первых, на уроках рисования дети приобщаются к основам изобразительного искусства, знакомятся с его азбукой; уроки рисования развивают у детей наблюдательность, умение видеть, различать формы, линии, краски; дети приобретают элементарные навыки графически изображать простейшие предметы и явления окружающей их жизни. Во-вторых, в начальных классах дети знакомятся с произведениями живописи путём рассматривания под руководством учителя репродукций с картин лучших мастеров кисти.

Картина, иллюстрация на уроках используется не только в целях учебных, но и для развития художественного вкуса у детей, для раскрытия в доступной для них форме средств художественного изображения. Накопление такого художественного материала должно положить начало правильному подходу к оценке произведений живописи.

В начальной школе возможна и кружковая работа по изобразительному искусству. Таковы кружки л епки и кружки художественной вышивки , тесно связанные с кружками детского декоратив – ного творчества.

Накопление художественных впечатлений на уроках родного языка, пения и рисования побуждает детей к с обств енному тв орчеству . Нужно предоставлять детям возможность упражняться в творчестве и вместе с этим обучать их технике творчества в доступной данному возрасту форме (рассказывание, выразительное чтение, сочинение и исполнение песенок, рисование по памяти и т. п.).

Пробуждённый в детях интерес к тому или другому искусству полезно закреплять такой формой внеклассной работы, как создание художественных альбомов . Дети любят коллекционировать, но часто они собирают лубочные, нехудожественные картинки, записывают «стишки» плохого качества. Создание художественных альбомов не только удовлетворит интересы детей к коллекционированию, но и будет способствовать воспитанию художественного вкуса и обогатит детей знанием настоящих произведений искусства. Можно создавать альбомы стихотворений с портретами и биографиями писателей, альбомы музыкальные с портретами и биографиями знаменитых музыкантов, с картинами на музыкальные темы; альбомы живописи или альбомы тематические, например, «Времена года», «Моя родина», куда войдут иллюстрации и художественного слова, и музыки, и живописи.

К массовым мероприятиям, помогающим художественному воспитанию детей, следует отнести по сещ ение театров и кино . Учителю необходимо особенно вдумчиво подходить к выбору пьесы или фильма. Задачи художественного воспитания неотделимы от задач идейного воспитания учащихся. Подлинное художественное восприятие пьесы или фильма возможно лишь при условии уяснения детьми идейной сущности содержания данного произведения. Это обеспечивается предварительной работой учителя с детьми, вводящей их в содержание того, что предстоит им видеть на сцене или на экране, а также беседой с детьми после посещения кино или театра.

Большое художественно-воспитательное значение имеют в жизни детей школьные праздники , которые проводятся или в связи с датами красного календаря, или в связи е какими-либо событиями школьной жизни.

Одни праздники строятся целиком на детской самодеятельности, в других принимают участие приглашённые артисты, кукольный театр.

Но как бы праздник ни проводился, разнообразные виды искусства — песни, пляски, стихи, рассказы, игры, изобразительное искусство, выраженное в праздничных костюмах и оформлении, всегда являются необходимой составной частью каждого из них. Особо внимательно следует отнестись к составлению программы, её содержанию, репертуару.

Художественное воспитание осуществляется не только в преподавании русского языка, рисования и пения, но и в преподавании других предметов, и в частности естествознания. Преподавание естествознания должно содействовать воспитанию у детей умения видеть красоту природы , понимать её и наслаждаться ею.

Знакомя детей с природой, учитель показывает детям её красоты, раскрывает гармонию форм, богатство красок, звуков, ароматов. Это имеет большое воспитывающее значение. Ушинский по этому поводу писал:

«А вода, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень, разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни то глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Понимание красот природы не приходит само собой. Учитель должен руководить процессом эстетического восприятия природы и развивать у детей чувство прекрасного.

С этой целью он должен использовать каждый удобный случай во время прогулок и экскурсий в природу, чтобы обратить внимание детей на красоту пейзажа, красоту отдельных растений, насекомых, птиц и т. д. Полученные детьми в результате непосредственного общения с природой яркие переживания послужат основой для эмоционального восприятия и лучшего понимания художественных описаний и картин, изображающих родную природу.

Воспринятую красоту природы дети стремятся запечатлеть и выразить тем или иным способом. Учитель должен всячески поощрять эти стремления, создавая благоприятные условия для разнообразных творческих р абот детей (рисование, аппликации, лепка, моделирование, приготовление коллекций, гербариев, макетов, таблиц, альбомов, описания природы в прозе и стихах и т. д.). Соединение этих мероприятий с работой по озеленению своего класса, своего участка, по уходу за растениями будет способствовать развитию у детей чувства любви к родной природе и её красотам. Одновременно нужно показать детям, что природа прекрасна не только в своей первобытной красоте, но прекрасны и мичуринские сады, и оранжереи, взрощённые за полярным кругом, прекрасны мосты над горными реками, построенные руками человека, прекрасны каналы, созданные в пустыне. Надо показать, как человек своим трудом строит жизнь «по законам красоты». Надо читать детям художественные произведения, рисующие красоту природы; обращать их внимание на художественное словесное изображение поэтом красот природы; надо давать заучивать художественные описания природы и тем обогащать художественный словарь и чувства детей.

Вся обстановка школы должна способствовать разрешению задач художественного воспитания. Порядок, чистота, простота и есте – ственно сть в художественном оформлении школы — непременные условия художественного воспитания. Не надо нагромождения картин, плакатов, лозунгов. Пусть их будет меньше, но зато они должны быть действительно художественно выполнены и целенаправленны, должны соответствовать тому, чем в данный период времени живёт школа. В оформлении классов художественными картинами можно придерживаться определённой тематики: в одном классе собрать с детьми картины природы, в другом — иллюстрации к творчеству писателей и т. д. Можно периодически менять оформление класса; совершать «экскурсии» с детьми из класса в класс. Это повлечёт за собой здоровое соревнование детей в их работе по оформлению класса.

Художественное воспитание предполагает заботу о чистом , аккуратном учебнике, о чистой, аккуратной тетради . Проблема почерка, разрешаемая на уроках чистописания, — тоже проблема художественного воспитания. Прививать умение правильно отчертить поля в тетради, сохранять ровный край строчки, начинать так называемую «красную строчку» всегда на определённом расстоянии от края, подчёркивать слова при грамматических упражнениях действительно прямой линией, правильно писать арифметические знаки — плюс, минус, знак равенства, — научить красиво, симметрически располагать в тетради арифметические действия — все эти «мелочи» безусловно являются средством художественного воспитания, так как они приучают детей видеть красоту в порядке, симметрии и гармонии.

Большие возможности и простор для инициативы в области художественного воспитания даёт работа в пионерской организации. Романтическая символика красной звёздочки, красного галстука, пионерских костров сама по себе художественно воспитывает детей; нужно только умело наполнять формы пионерской работы высокоидейным, художественным содержанием.

Все свои умения, знания, исполнительское мастерство, творческие достижения в области искусства дети показывают во время различных выступлений на праздниках, конкурсах, выставках. Художественная деятельность, любовь к красивому через детей проникает в быт, в семью.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment