Художественное воспитание детей тесно связано с общей задачей подготовки всесторонне развитых строителей коммунистического общества. Советская педагогика видит в искусстве могучее средство воспитательного воздействия.
В задачи художественного воспитания прежде всего входит воспитание в детях средствами искусства таких моральных качеств, как любовь к родине, смелость и отвага, мужество и героизм, настойчивость, чувство дружбы и т. п. Одновременно художественное воспитание ставит своей задачей дать детям правильное понятие о прекрасном в природе, в искусстве и в общественной жизни. Воспитывая любовь к художественным ценностям нашей страны, любовь к красоте родной природы, восхищение величием творческого труда советских людей во всех областях деятельности, мужеством и бесстрашием нашего народа, учитель, используя силу воздействия произведений искусства, выполняет задачу воспитания высокого, прекрасного чувства — чувства советского патриотизма.
«Социалистическое государство надо любить не только умозрительно, а конкретно, т. е. с его природой, полями, лесами, фабриками, заводами, колхозами, совхозами, с комсомольцами и комсомолками. Надо любить родину со всем тем новым, что существует в Советском Союзе, и показать её, родину, в красивом, ярком художественно-нарядном виде», — так говорил М. И. Калинин деятелям искусства. Эта задача, в равной мере должна стоять и перед учителем, осуществляющим художественное воспитание детей.
Указанные задачи осуществляются в начальном обучении прежде всего на уроках чтения, пения, рисования. Кроме того, художественному воспитанию помогает тесно связанная с уроками и доступная детям 1 — 4 классов внеклассная и внешкольная работа.
Детей надо приучать говорить чётко и выразительно, не слишком громко, без излишнего напряжения голоса. Эта задача может быть успешно разрешена учителем, если он будет систематически развивать у детей интерес к выразительному слову.
Выразительность чтения — один из действенных методов художественного воспитания детей. Для учащихся младших классов художественное чтение учителем избранных произведений можно проводить раз в неделю,
в определённый день. Опыт показывает, что дети с нетерпением ждут часов чтения или художественного рассказывания; постепенно у них вырабатывается устойчивый интерес к художественным литературным произведениям, они начинают стремиться к книгам; появляется желание совершенствовать собственные навыки чтения.
В связи с художественным чтением или художественным рассказыванием целесообразно проводить беседы о прослушанных произведениях, пересказы и рассказывание детьми, выразительное чтение стихов, занятия по технике речи.
С учащимися 3 — 4 классов формы и методы художественного чтения усложняются. Продолжая развивать у детей интерес к чтению художественных произведений, к заучиванию наизусть стихотворений и отрывков прозы, учитель усиливает работу по культуре устной и письменной речи.
В условиях хрестоматийного изучения в 1 — 3 классах отдельных фактов истории, географии и естествознания, выразительное чтение соответствующих художественных произведений не только обогащает детей художественными впечатлениями, но одновременно имеет огромное образовательное значение, создавая у детей яркие образы исторических деятелей, картин природы и т. п. Так, после рассказа о городе-герое Ленинграде, выразительное чтение стихов Тихонова из поэмы «Киров с нами» оставит неизгладимый след в детской памяти, обогатив её в то же время новыми понятиями и новыми образами.
В 3 — 4 классах художественное слово, помимо уроков, должно найти широкое распространение и в таких формах внеклассной работы, как литературный и драматический кружки.
Целью литературного кружка для учащихся 3 — 4 классов является ознакомление детей с лучшими, доступными детскому возрасту художественными произведениями, воспитание культуры речи (выразительность чтения) и развитие детского творчества.
Результатом кружковой работы может быть издание своего рода «литературного журнала» или художественной стенной газеты, в которых найдут применение склонности детей к тому или другому виду искусства.
Наряду с литературным кружком, большим успехом пользуется у детей драматический кружок. Содержанием работы драматического кружка чаще всего является инсценировка небольших произведений. Дети любят «выступать», но нужно помнить, что подготовка детей к выступлению не является самоцелью. Готовя детей к выступлению, учитель прежде всего преследует задачи художественного воспитания. Это находит своё отражение и в подборе репертуара для детских драматических выступлений, и в самом характере детского театрального искусства.
Игры на темы: «Вспомни, что читал», «По отрывку назови произведение и автора» и другие развивают внимание, инициативу и фантазию детей.
В нашей стране придаётся огромное значение развитию музыкальной и хоровой культуры. Это обязывает и начальную школу сделать музыку и пение одним из важнейших средств художественного воспитания детей. Основой музыкальной работы в школе должно стать хоровое пение. Песня должна войти в детский быт. В процессе хорового пения, в процессе разучивания песни у детей развивается музыкальный слух, память, музыкальный вкус. Слушая музыку на уроках и во внеклассных занятиях, дети одновременно знакомятся с музыкальными произведениями прошлого и настоящего. Для слушания музыки отбираются такие произведения, на которых дети знакомятся с лучшими реалистическими созданиями нашего народа и наших замечательных композиторов-классиков. При отсутствии необходимых инструментов и исполнителей можно правильно организовать слушание патефонной музыки и детского радиовещания.
Картина, иллюстрация на уроках используется не только в целях учебных, но и для развития художественного вкуса у детей, для раскрытия в доступной для них форме средств художественного изображения. Накопление такого художественного материала должно положить начало правильному подходу к оценке произведений живописи.
В начальной школе возможна и кружковая работа по изобразительному искусству. Таковы кружки л епки и кружки художественной вышивки , тесно связанные с кружками детского декоратив – ного творчества.
Пробуждённый в детях интерес к тому или другому искусству полезно закреплять такой формой внеклассной работы, как создание художественных альбомов . Дети любят коллекционировать, но часто они собирают лубочные, нехудожественные картинки, записывают «стишки» плохого качества. Создание художественных альбомов не только удовлетворит интересы детей к коллекционированию, но и будет способствовать воспитанию художественного вкуса и обогатит детей знанием настоящих произведений искусства. Можно создавать альбомы стихотворений с портретами и биографиями писателей, альбомы музыкальные с портретами и биографиями знаменитых музыкантов, с картинами на музыкальные темы; альбомы живописи или альбомы тематические, например, «Времена года», «Моя родина», куда войдут иллюстрации и художественного слова, и музыки, и живописи.
Но как бы праздник ни проводился, разнообразные виды искусства — песни, пляски, стихи, рассказы, игры, изобразительное искусство, выраженное в праздничных костюмах и оформлении, всегда являются необходимой составной частью каждого из них. Особо внимательно следует отнестись к составлению программы, её содержанию, репертуару.
Художественное воспитание осуществляется не только в преподавании русского языка, рисования и пения, но и в преподавании других предметов, и в частности естествознания. Преподавание естествознания должно содействовать воспитанию у детей умения видеть красоту природы , понимать её и наслаждаться ею.
Знакомя детей с природой, учитель показывает детям её красоты, раскрывает гармонию форм, богатство красок, звуков, ароматов. Это имеет большое воспитывающее значение. Ушинский по этому поводу писал:
Понимание красот природы не приходит само собой. Учитель должен руководить процессом эстетического восприятия природы и развивать у детей чувство прекрасного.
С этой целью он должен использовать каждый удобный случай во время прогулок и экскурсий в природу, чтобы обратить внимание детей на красоту пейзажа, красоту отдельных растений, насекомых, птиц и т. д. Полученные детьми в результате непосредственного общения с природой яркие переживания послужат основой для эмоционального восприятия и лучшего понимания художественных описаний и картин, изображающих родную природу.
Воспринятую красоту природы дети стремятся запечатлеть и выразить тем или иным способом. Учитель должен всячески поощрять эти стремления, создавая благоприятные условия для разнообразных творческих р абот детей (рисование, аппликации, лепка, моделирование, приготовление коллекций, гербариев, макетов, таблиц, альбомов, описания природы в прозе и стихах и т. д.). Соединение этих мероприятий с работой по озеленению своего класса, своего участка, по уходу за растениями будет способствовать развитию у детей чувства любви к родной природе и её красотам. Одновременно нужно показать детям, что природа прекрасна не только в своей первобытной красоте, но прекрасны и мичуринские сады, и оранжереи, взрощённые за полярным кругом, прекрасны мосты над горными реками, построенные руками человека, прекрасны каналы, созданные в пустыне. Надо показать, как человек своим трудом строит жизнь «по законам красоты». Надо читать детям художественные произведения, рисующие красоту природы; обращать их внимание на художественное словесное изображение поэтом красот природы; надо давать заучивать художественные описания природы и тем обогащать художественный словарь и чувства детей.
Вся обстановка школы должна способствовать разрешению задач художественного воспитания. Порядок, чистота, простота и есте – ственно сть в художественном оформлении школы — непременные условия художественного воспитания. Не надо нагромождения картин, плакатов, лозунгов. Пусть их будет меньше, но зато они должны быть действительно художественно выполнены и целенаправленны, должны соответствовать тому, чем в данный период времени живёт школа. В оформлении классов художественными картинами можно придерживаться определённой тематики: в одном классе собрать с детьми картины природы, в другом — иллюстрации к творчеству писателей и т. д. Можно периодически менять оформление класса; совершать «экскурсии» с детьми из класса в класс. Это повлечёт за собой здоровое соревнование детей в их работе по оформлению класса.
Художественное воспитание предполагает заботу о чистом , аккуратном учебнике, о чистой, аккуратной тетради . Проблема почерка, разрешаемая на уроках чистописания, — тоже проблема художественного воспитания. Прививать умение правильно отчертить поля в тетради, сохранять ровный край строчки, начинать так называемую «красную строчку» всегда на определённом расстоянии от края, подчёркивать слова при грамматических упражнениях действительно прямой линией, правильно писать арифметические знаки — плюс, минус, знак равенства, — научить красиво, симметрически располагать в тетради арифметические действия — все эти «мелочи» безусловно являются средством художественного воспитания, так как они приучают детей видеть красоту в порядке, симметрии и гармонии.
Большие возможности и простор для инициативы в области художественного воспитания даёт работа в пионерской организации. Романтическая символика красной звёздочки, красного галстука, пионерских костров сама по себе художественно воспитывает детей; нужно только умело наполнять формы пионерской работы высокоидейным, художественным содержанием.
Все свои умения, знания, исполнительское мастерство, творческие достижения в области искусства дети показывают во время различных выступлений на праздниках, конкурсах, выставках. Художественная деятельность, любовь к красивому через детей проникает в быт, в семью.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова