Обучение нотной грамоте в начальных классах

obuchenie notnoj gramote v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

В урок пения входит, как необходимая и обязательная его часть — обучение нотной грамоте. Нотная грамота даёт детям представление об элементах музыкальной речи и, в частности, о её записи.

Обучение нотной грамоте удобнее всего начинать с понятия о высоком и низком звуке. Дети различают высокие и низкие звуки сначала на резко контрастных примерах, на широких скачках в песне, а затем эти контрасты смягчаются — дети научаются различать более близкие звуки, их движение вверх и вниз, слух их постепенно становится тоньше. Можно предложить детям на высоких звуках поднимать руки вверх, на низких — опускать вниз, на средних протягивать вперёд. Это поможет им осознать, какие они слышат звуки, закрепить понятие о высотности.

После того как твёрдо усвоены понятия и термины «высокий, низкий», «выше, ниже», «вверх и вниз», можно сообщить детям названия семи основных звуков.

B 1 классе до конца первого полугодия дети, ещё не зная нот, упражняются в пении и различении первых пяти звуков. Это рекомендуется в программе потому, что детям трудно усвоить сразу всю гамму. На первых пяти звуках детям даётся ощущение лада.

Дети должны твёрдо усвоить расположение звуков, отношение одного к другому. Они как бы играют на пятиступенной лестнице: то взбираются голосом по ступенькам вверх, то сбегают вниз, то прыгают через звук по опорным, устойчивым звукам (до — ми — соль), то с первой на пятую и обратно, то остаются на той же ступени. Учитель всё время показывает движение мелодии движением руки вверх и вниз. Очень полезно и детям пользоваться этим приёмом. Здесь зрительное и моторное ощущения помогают слуховому.

Надо как можно разнообразнее проводить эти занятия, сделать их интересными, живыми. Учитель, например, поёт или играет два звука. Первый он называет сам. второй должны узнать и назвать дети. Постепенно задания усложняются; поются уже не два звука, а три, — дети должны узнать второй и третий. Это элементарный высотный слуховой диктант.

При разучивании песни надо обращать внимание детей на движение мелодии. Делать это надо вначале на ярких отрезках мелодии. Например, песня «Пароходик» Леви кончается нисходящим звукорядом — звуки бегут вниз; в песне «Во поле берёза стояла» мелодия вначале как бы стоит на месте; четыре раза повторяется один и тот же звук и т. д. Таким образом, развитие слуховых навыков идёт как на песнях, которые дети разучивают и слушают, так и на специальных упражнениях.

Работу по развитию слуховых навыков надо проводить не спеша, в течение всего первого полугодия. Эти навыки являются фундаментом для всей последующей работы. Чем свободнее будут выполнять дети задания учителя, тем быстрее и легче пойдёт вся дальнейшая работа по усвоению нотной грамоты.

В первом же полугодии, после того как дети усвоят понятие о высотности, можно приступить к ознакомлению их с длительностями. Во 2-й четверти работа идёт уже одновременно над развитием слуха, осознанием высотности и длительности.

Путём наблюдения учитель подводит детей к тому, что не все звуки в песне тянутся одинаково долго. Дети различают в песне более положительные и более короткие звуки, тихонько отстукивают или отхлопывают ритмический рисунок песни. Они замечают в ней более долгие звуки и более короткие, отмечают, на какие слова, слоги в песне приходятся более долгие звуки (например, в песне «Во поле берёза стояла»).

Вначале противопоставляются только четверти и восьмые, как более долгие и более короткие Четверти можно сравнить с шагом, восьмые с бегом. Полезно закреплять первоначальное понятие о длительности движениями под музыку. Учитель играет простую мелодию то четвертями, то восьмыми, дети то шагают, то легко бегают по, кругу. При смене длительности — дети меняют движение. Если инструмента нет, можно пользоваться пионерским барабаном, или можно ещё, чтобы половина класса отхлопывала четверти, половина — восьмые. Обращается внимание детей на то, что пока «четверти» прохлопают один раз, «восьмые» успевают прохлопать два раза. Пока «четверти» сделают шаг, «восьмые» как более короткие, быстрые, сделают два шага. Таким образом дети подводятся постепенно к пониманию соотношения четверти и восьмой, т. е. к тому, что четверть тянется в два раза дольше, чем восьмая.

— каждая из них звучит вдвое короче ноты целой.

— каждая из них звучит вдвое короче ноты половинной.

— каждая из них звучит вдвое короче ноты четвертной.

С начала второго полугодия начинается знакомство с нотной записью; с нотным станом, расположением нот на линейках, между линейками, с добавочными линейками. Учитель объясняет детям, что добавочные линейки нужны потому, что не хватает основных, показывает, что они могут быть вверху и внизу, что добавочные пишутся не во всю длину нотного стана, а только в виде отрезка линейки, необходимого для одной ноты.

Дети узнают, что нота «до», которую постоянно поют дети, пишется как раз на первой добавочной снизу. Тут же можно объяснить назначение скри-

— Верхние добавочные линейки

— Нижние добавочные линейки

пичного ключа.

в . „ о "Ц“ °

ДО РЕ МИ ФА соль ля си до

Вначале дети выучивают твёрдо три ноты: «до», «ре» и «ми» или «соль», «фа», «ми» и поют примеры на этих нотах.

Через два-три урока, когда хорошо усвоены первые три ноты, прибавляется ещё одна или две ноты. Почти параллельно дети знакомятся с записью четверти и восьмой, а затем с половиной. Этим и ограничиваются знания по нотной грамоте, которые дети получают в 1 классе.

Вся работа до окончания года заключается в упражнении в пении по нотам простейших песен в пределах пяти звуков.

Пение по нотам не представит особых трудностей для детей, если предварительно проведена тщательная слуховая подготовка. Нотная запись будет фиксацией того, что дети уже слышат, понимают.

Учитель записывает на доске песню (ноты), дети называют ноты, затем длительности. Приступая с детьми к пению по нотам, учитель сначала предлагает детям назвать нош записанной на доске песни, указать длительности. Затем дети отхлопывают ритмический рисунок песни. Учитель даёт настройку (играет или поёт тоническое трезвучье), даёт тон для начала, и дети поют.

В о 2 класс е объём знаний и навыков расширяется: дети учатся петь по йотам в пределе октавы. Кроме того, они узнают о слабой и сильной доле, тактовой черте и размерах. Учитель обращает внимание детей на то, что как в стихах, так и в песне имеются ударные и неударные слоги. Например, в словах «Во поле берёза стояла» такими сильными ударениями являются подчёркнутые слоги. На эти же слоги приходятся и более сильные, тяжёлые звуки.

В каждой песне есть свой счёт. Одни песни удобно считать на «раз, два», другие на «раз, два, три». Ударяемые сильные звуки всегда считаются на «раз». Это показывается на ряде примеров. Дети очень быстро начинают различать двухдольный и трёхдольный размеры.

Учитель поёт ту же песню «Во поле берёза» или «На горе калина», и дети определяют двухдольный размер. Любой медленный вальс является удобным примером трёхдольного размера.

Нужно также показать детям, как тактировать сначала на два, а потом на три. Следует обратить внимание на то, что в любом размере, при любом счёте «раз» отмечается движением вниз более сильным, тяжёлым, решительным, чем движение вверх на слабой доле.

С тактированием на 4/4 дети знакомятся в 4 классе после того, как они хорошо усвоили двух- и трёхдольные размеры.

 

Затем дети узнают, что перед каждым сильным слогом, перед каждым «раз» ставится черта, которая называется «тактовой». Промежутки между тактовыми чертами называются «тактами». Таким образом, каждый такт состоит из одной сильной доли и одной слабой (при двухдольном размере) и из одной сильной и двух слабых (при трёхдольном размере).

Дети должны понять, что все такты данной песни одинаковой продолжительности. В двухдольном размере в каждом такте могут быть, например, две отдельные четверти, или одна четверть и две восьмые, или четыре восьмые и т. д.

 

В самом начале песни пишется, сколько четвертей или восьмых в каждом такте.

 

Все эти сведения и навыки приобретаются постепенно, основательно закрепляются из урока в урок на упражнениях и на песнях, которые детьми разучиваются и прослушиваются. Надо чаще проверять, насколько классом в целом и отдельными учениками правильно и прочно усвоены объяснения учителя.

В 3 и 4 классах учащимся даётся понятие об интервалах: они узнают о том, что промежутки, расстояния между звуками разной высоты, имеют различные названия. Расстояние между первой и второй ступенью (между любыми двумя соседними ступенями) носит название секунды; между первой и третьей — терции; между первой и четвёртой — кварты; между первой и пятой — квинты; между первой и восьмой — октавы. «До — ре», «ре — ми» — это секунды; «до — ми», «ре — фа» — это терции; «до — фа» — кварта; «до — соль» — это квинта; «до — до второй октавы» — это октава.

Знакомство с интервалами должно быть результатом полученных ранее слуховых навыков. Навыки эти здесь как бы подытоживаются, фиксируются, оформляются. Как только учитель познакомил детей с интервалами и их названиями, он сейчас же использует это в практике, при разучивании песни.

Пользование музыкальной терминологией, даже самой элементарной, помогает при обучении пению. Например, при разучивании двухголосной песни учитель отмечает, что обе партии поют в терцию, а между тем терция не всюду ясно слышна; или учитель предлагает спеть данную секунду потише и т. д.

 

Очень часто встречаются ноты с точкой. Точка удлиняет ноту, возле которой она стоит, на половину её длительности. Если точка стоит возле половины, то эта половина будет тянуться три четверти, если возле четверти, то она будет равна уже не двум восьмым, а трём, и т. д.

Если две или три одинаковые по высоте ноты соединяются связкой или так называемой «лигой», то играется или поётся только первый звук, остальные выдерживаются, тянутся. Таким образом, если лигой связаны

т. е. равняется трём четвертям

т. е. равняется трём восьмым

т. е. равняется трём шестнадцатым

две четвёртых ноты, то длительность полученного звука будет равна половине. Если связать половину и четверть, то длительность будет равна трём четвертям.

Новым в 3 классе является понятие о мажорном и минорном ладах, которые дети должны различать на слух.

Дети слушают мажорное трезвучие (до — ми — соль) и затем одноимённое минорное (до — ми-бемоль — соль) и находят разницу в звучании.

Различать мажорный и минорный лады легко в аккорде, в гамме, потому что там каждый лад можно показать изолированно и ярко. Но различать лад в песне представляет некоторую трудность, потому что лад, как и всякое другое средство музыкальной выразительности, используется в сочетании с другими. Например, в некоторых весёлых, бодрых песнях минорный лад в быстром темпе или при громком звучании теряет свой печальный характер. В таких случаях он придаёт песне только характер мягкости, задушевности (например, песня «Я на камушке сижу», «Во поде берёза стояла», «Катюша» Блантера, «Турецкий марш» Моцарта). Умение различать лад в песне требует длительной подготовки и тренировки. Нужно уметь представить себе, как звучит трезвучие, на котором построена песня, и тогда уже по трезвучию легко определить его лад.

В 4 классе дети знакомятся с тоном и полутоном и так называемыми знаками альтерации, т. е. диезом, бемолем, бекаром.

Расстояние между двумя самыми близкими соседними звуками называется полутоном. Например, в минорном трезвучии средний звук понижается на полтона.

Если мы хотим, например, минорное трезвучие от звука «ре» обратить в мажорное, придётся средний звук «фа» повысить на полтона. Знак, показывающий повышение на полтона, называется диезом; показывающий понижение на подтона — бемолем. Знак, показывающий отказ от диеза или бемоля, называется бекаром. Знаки ставятся перед нотой.

 

Два соседних полутона составляют тон. Например, «до — до-диез» — это полутон, «до-диез — ре» — тоже полутон, а расстояние между «до» и «ре» составляет тон. «До» и «ре» составляют тон, а «ре — ми-бемоль» — полутон.

 

Надо связать эти зрительные впечатления с слуховыми, для чего тут же пропевать или проигрывать тон и полутон, чтобы дети научились их различать на слух и в песне.

Кроме понятий о высоком и низком регистре, о ладе, размере, длительности, учащимся в начальной школе даётся понятие о темпе, силе звучности.

Примеры приводятся самые простые, яркие. Весёлая пляска получается такой потому, что она довольно громкая, в ней подвижная мелодия, быстрый темп. А если её исполнить, например, медленнее, она уже не получится такой весёлой, задорной. Печальная песня бывает всегда медленная, тихая.

В старой революционной песне «Смело, товарищи, в ногу» ноты с точкой особенно ярко подчёркивают её решительный, бодрый характер. А для песни «Пионерские мечты» Шехтера характерна певучая, плавная мелодия, придающая ей мягкий, мечтательный характер.

Все знания и навыки даются в связи с музыкальным материалом и используются в практических занятиях.

При обучении пению следует пользоваться как можно больше нотной записью. Среди песен, которые разучиваются детьми, много таких, которые дети поют по слуху и самостоятельно спеть по нотам не могут. Тем не менее, очень желательно и здесь пользоваться нотной записью для того, чтобы дети могли наблюдать за мелодическим и ритмическим рисунком.

Это поможет им скорее освоиться с нотами и быстрее выучить и запомнить песню.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment