Научные основы звукового метода в начальных классах

nauchnye osnovy zvukovogo metoda v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Звуковой метод обучения грамоте опирается на фонетику русского языка (учение о звуках и слогах русской речи), на русскую графику (способы письменного обозначения звуков речи буквами) и на психофизиологию чтения и письма детей, приступающих к изучению грамоты.

Знание особенностей разных звуков и слогов нашей речи, понимание сходства и различия между устной и письменной речью, а также анализ процессов чтения и письма начинающего обучаться грамоте дают возможность построить научно-обоснованную систему занятий по обучению грамоте, определить порядок расположения звуков и слогов и отобрать наиболее целесообразные приёмы занятий.

С детьми, обучающимися грамоте, нужно изучать не буквы, как было при буквослагательном методе, а о сно вные звуки рус с кого языка, служащие для различения смысла слов, не смешивая понятий «звук» и «буква».

Однако до сих пор ещё многие ошибочно думают, что буквы русского алфавита полностью соответствуют звукам русского языка и что в речи столько звуков, сколько букв в алфавите. В действительности основных звуков в русском языке насчитывается 40, а букв, которыми они обозначаются, — 33.

Учитель должен показать детям, что основные звуки обозначаются по- разному. Некоторые звуки обозначаются всегда посредством одной буквы (к, ш, ч, ы), но многие звуки в русском письме требуют для своего обозначения двух знаков — букв: так, все мягкие согласные звуки принято в русском письме обозначать с помощью согласной буквы и следующей за нею гласной или ь (мь, мя, мю, ми, ме, мё). Другими словами, мягкие согласные звуки обозначаются теми же буквами, что и твёрдые, а мягкость их указывается следующей буквой. Наоборот, есть случаи, когда одни и те же звуки обозначаются разными буквами: звук а в слове «мал» обозначен буквой а, а в слове «мял» этот звук обозначается буквой я. Есть и такие случаи, когда одна буква сразу обозначает два звука: я в слове «яма» обозначает йа, ю в слове «Юра» — йу.

В русском языке звуки гласные и согласные звучат не всегда одинаково: безударные гласные произносятся не так, как ударные, звонкие согласные в конце слов и перед глухими произносятся иначе, чем перед гласными и сонорными. Но их обозначение в письме всегда одинаково: безударные гласные мы пишем так же, как ударные (вода, воды, стол, столы, столовая), согласные «сомнительные» пишутся так, как они слышатся перед гласными и сонорными (зуб, зубы, зубной).

Звуки речи по способу образования различны и не в одинаковой степени допускают раздельное, изолированное произношение. Их можно подразделить на пять групп: 1) гласные а, у, о, ы, и, э; 2) согласные сонорные: р, л, м, н; 3) согласные щелевые (глухие и звонкие): ф, ш, с, х, в, ж, з, щ, й ; 4) согласные смычные (глухие и звонкие): п, к, т, б, г, д и 5) аффрикаты (слитные согласные): ц, ч. Гласные и сонорные не изменяются под влиянием следующих согласных, остальные же группы звуков, наоборот, уподобляются следующим за ними согласным звукам. Кроме того, звонкие в окончании слов всегда произносятся без голоса (переходят в глухие).

Для обучения грамоте особенно важно знать следующие два качества звуков: длительность или мгновенность их произношения и изменяемость или неизменяемость их при произношении слов нашей речи.

Если рассмотреть звуки нашей речи с этих двух сторон, то можно обнаружить следующие их различия: гласные а, у, о, ы, и, э, сонорные р, л, м, н, а также щелевые согласные с, ш, х, в, ж, з, ф, щ можно произнести длительно, не изменяя их качества; согласные же смычные к, п, т, г, б, д совершенно не допускают длительного произношения; слитные согласные ц и ч при протяжном произношении их переходят в простые (вместо ц слышится с, вместо чш мягкое); звонкие согласные ж, з, б, в, г, д в концах слов и перед глухими согласными переходят в глухие.

При обучении грамоте первоначально следует брать такие слова, в которых изучаемые звуки слышатся совершенно отчётливо и соответствуют изображающим их буквам, т. е. находятся в словах в таком положении, которое обеспечивает слышание детьми их основного звучания.

Слова, в которых изучаемый звук представлен в его разновидности, т. е. слышится вариант выделяемого звука, а не основной звук (безударные гласные, сомнительные согласные), нельзя брать для выделения основного звука. Приводить в сочетания с другими звуками (сочетать в слоги) также первоначально следует только основные звуки, а не их варианты.

Слог в нашей речи образуется путём произношения одного или нескольких звуков одним напором выдыхаемого воздуха; при этом последний момент произношения предшествующего звука сливается с начальным моментом последующего.

При обучении грамоте этот акт образования слога производится детьми сознательно, в соответствии с теми буквами, которые они видят при чтении или сами изображают при письме. Путём анализа дети уясняют, на какие слоги и звуки разлагается слово, а путём последующего, немедленного, синтеза они приучаются сливать звуки в слоги, а слоги в слова. Таким путём автоматический акт образования слога осмысливается детьми, и они начинают сознательно сливать любые звуки в слоги и слоги в слова, т. е. приобретают уменье читать звуки не раздельно, а слитно, в слогах и словах.

Упражняя детей в анализе и синтезе слов и слогов, учитель должен исходить из следующих положений: а) любой звук можно выделить из слова и произнести отдельно, с акустическим приближением к тому, как он звучит в слове; б) акт сочетания звуков никакой тайны и какой-либо особой трудности для. детей не представляет: они усваивают его довольно легко, сличая слог (звукосочетание) с отдельными звуками, выделенными из этого слога путём анализа, и, наоборот, сличая отдельные звуки, обозначенные буквами, со слогом, полученным путём синтеза; в) не следует избегать раздельного произношения согласных звуков: многие согласные, особенно сонорные и щелевые, легко произносятся и без помощи гласных (р, м, с, ж, з, ш, х); наиболее трудными для изолированного произношения являются смычные и слитные согласные (к, п, т, д, б, г, ц, ч) и звук й; гласные же звуки произносятся совершенно свободно как в словах, так и изолированно: недаром же они и без согласных образуют слоги (у-хо, А-ня, О-ля, И-ра).

Порядок расположения звуков и слогов при обучении грамоте обусловлен особенностями звуков, определяющими большую или меньшую трудность их выделения (из слогов и слов) и соединения (в слоги и слова); более лёгкими для изолированного произношения и сочетания с другими звуками являются гласные (а, у, о, ы, и, э), затем идут сонорные (р, л, м, н) и шумные щелевые согласные (ш, с, х, ф, ж, з, в, щ); наиболее трудными для выделения из слов и соединения с другими звуками являются шумные смычные согласные (к, п, т, г, б, д), слитные согласные (ц, ч) и звук й.

Изучение гласных и длительных согласных (сонорных и щелевых) в начале обучения грамоте наиболее удобно по следующим соображениям: дети не имеют ещё навыка воспринимать при чтении сразу две буквы и сразу воспроизводить звуки, ими обозначаемые; на первых порах школьники сознательно воспринимают всего лишь одну букву, а затем переходят к восприятию следующей. Длительное произношение согласного, обозначенного первой буквой, позволяет детям медленно читать слог, переходя от восприятия одной буквы (согласной) к восприятию другой (гласной) при чтении прямого слога.

Этот процесс медленного чтения прямого слога требует от детей большого напряжения. Акт чтения на первых порах следует облегчить, и потому в начале обучения грамоте надо научить детей читать и писать только твёрдые согласные вместе с гласными а, у, о, ы.

Переход к мягким согласным обусловлен навыком схватывать зрением не менее двух букв, поскольку мягкость согласного в русском письме обозначается следующей буквой, обозначающей гласный звук, или буквой ь.

Ясно, что изучение мягких согласных в прямом слоге (ли, ти) возможно только тогда, когда дети научатся воспринимать и сразу читать прямой слог с твёрдыми согласными (ра, ру, мо, мы).

Это даётся детям не сразу и требует значительного времени и достаточного количества упражнений в чтении и письме прямых слогов (сначала с твёрдыми, а потом и с мягкими согласными).

Сочетания мягких согласных с гласными дети сначала усваивают на более лёгких для них случаях (лиса, Нина, пила, Сима и т. п.); затем, когда у детей выработается навык читать слоги с мягкими согласными перед и и отличать мягкие согласные от твёрдых, вводятся и другие сочетания мягких согласных с гласными (ре, рё, ря, рю); дети получат понятие о буквах е, ё, я, ю как показателях мягкости предшествующих согласных.

На первых этапах изучения твёрдых и мягких согласных целесообразно не усложнять звукового состава слогов; более подходящими типами слогов являются слоги двузвучные — обратные (ох, ус) и прямые (на, ли, пи), а также закрытый трёхзвучный слот (шар, пил).

При обучении грамоте в расположении слогов следует соблюдать строгий порядок, не затрудняя детей на первых порах разнообразием типов слогов. Преодоление каждой новой слоговой трудности должно подготавливаться усвоением предшествующей трудности. Однако при этом нельзя допускать бессмысленного чтения слогов. Слоговые трудности преодолеваются детьми при чтении слов, смысл которых должен быть для них совершенно ясным.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment