Самостоятельная работа учеников. Творчество и мышление.

samostoyatelnaya rabota uchenikov tvorchestvo i myshlenie Методы обучения

Упражнения должны развивать творческую самостоятельность. Это достигается при том условии, если перед учениками ставятся задачи, решение которых требует от них выбора и применения наиболее рациональных способов и приемов вычислений. Для этой цели хороши примеры для устного решения, которые допускают возможность применения нескольких различных приемов решения, когда ученик выбирает наиболее рациональный для данного случая. Таковы примеры на последовательное умножение и деление, на округление слагаемых, на использование переместительного и сочетательного законов сложения и умножения и многие другие.

Развитию творческой самостоятельности способствует составление детьми своих примеров по определенному заданию учителя; например, составить аналогичный пример, составить пример на определенное действие, составить пример, в котором выгодно использовать прием округления, составить пример, в котором полезно применить перестановку слагаемых или их группировку, перестановку сомножителей или их группировку и т. д.

Значение такой работы в том, что ученики глубже осознают и усваивают теоретические основы решения примеров на данное действие.

Упражнения в решении задач еще в большей мере, чем решение примеров, должны быть творческой самостоятельной работой. Эти упражнения должны быть организованы так, чтобы они открывали широкие возможности для развития у детей умения решать задачи самостоятельно, а значит, для развития самостоятельного мышления школьника, для выработки рациональных приемов мышления. Самостоятельному решению задач надо учить; развитием этого умения надо руководить.

Задачи представляют собой благодатный материал для развития мышления. При помощи решения задач можно регулировать процесс развития мышления, потому что каждая задача содержит в себе трудности, рассчитанные на развитие определенных операций мышления, которые ученику нужно выполнить при решении. Варьируя задания, можно регулировать мыслительную деятельность учащихся, последовательно повышая степень самостоятельного мышления.

Умение решать задачи — сложное умение, которое распадается на ряд частных умений: умение мысленно представить себе ситуацию, которая положена в основу задачи, умение читать текст, вдумываясь в его содержание, умение кратко записать условие задачи, конкретизировать это условие с помощью рисунка или схемы, определить связь и зависимость между числовыми данными и т. д. В процессе упражнений надо добиваться, чтобы ученик хорошо осознал и овладел каждым из этих частных умений и закрепил его как прием самостоятельной работы над задачей.

Развитию творческой самостоятельности учащихся способствует составление детьми своих задач по определенным заданиям учителя. Решение готовых задач и составление детьми своих задач должны представлять собой единый целостный процесс, причем ведущая роль принадлежит задачам, данным в учебнике.

Значение составления своих задач заключается в том, что, во-первых, оно развивает творческие способности учеников: и, во-вторых, помогает ученику яснее и глубже понять структуру готовой задачи, значение каждого ее элемента, связь между условием и вопросом, зависимость между величинами. Поэтому; составление задач служит одним из приемов обучения детей решению задач вообще.

Развитие самостоятельности должно быть связано с развитием у детей навыка самоконтроля, самопроверки в процессе работы. При объяснении каждого нового вида задач учитель показывает и объясняет детям прием проверки правильности решения задачи, а в процессе упражнений учащиеся самостоятельно используют эти приемы.

Ту часть урока, на которой проводится самостоятельная работа, нужно широко использовать в целях индивидуализации обучения, предлагая учащимся, разным по своей успеваемости, различные варианты заданий в соответствии с их индивидуальными особенностями. Дифференцированное обучение является необходимым условием для предупреждения неуспеваемости и борьбы с второгодничеством.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment