Методика проведения занятий в начальных классах

metodika provedeniya zanyatij v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Занятия с детьми ручным трудом, как правило, проводятся во внеурочное время. Работа детей организуется или как индивидуальная, фронтальная, или как коллективная, выполняемая группами учащихся. В том и другом случае работа проводится по определённой теме. К концу занятия дети должны изготовить намеченную в начале занятий вещь.

Для учащихся младших классов задания должны быть настолько просты, чтобы дети могли выполнить их в течение 20—30 минут. В 3 и 4 классах допустимо выполнение учебных заданий по ручному труду в течение двух занятий.

Давая задание, учитель объясняет, какова цель работы, какой нужен для работы материал и инструмент, какие требования предъявляются к изделию.

Путём показа учитель обращает внимание детей на правильные приёмы: как нужно взять инструмент, как лучше расположить материал, как предохранить стол от загрязнения.

В том случае, когда задание по труду выполняется группами учащихся (например, при изготовлении макетов), учитель организует работу в каждой группе, распределяет труд между детьми, разъясняет каждому его задачу и показывает приёмы работы.

Таким образом, инструктирование начинается до того момента, когда дети приступят к занятиям. Это предварительное инструктирование имеет целью направить внимание учащихся на предстоящий процесс работы и выяснить технические требования к изделию.

Однако нецелесообразно затягивать объяснение перед началом работы, тем более что дети стремятся как можно скорее сами испробовать свои силы.

Если учитель замечает неправильные приёмы в трудовых операциях ученика, то он останавливает его и показывает нужный способ выполнения данной операции либо сам, либо на примере хорошо выполняющего данную операцию товарища.

После трёх-пяти минут работы следует приостановить работу и на лучших примерах показать всем, к чему надо стремиться. Возобновив затем работу всех детей, учитель должен выделить тех, у кого дело не ладится, и объяснить каждому причину его неудачи. Это поможет неправильно работающему перестроить процесс труда в нужном направлении.

Через 15—20 минут следует снова приостановить работу детей и снова продемонстрировать лучшие образцы детских изделий всему классу. Такой приём инструктирования детей в процессе их труда приобретает значение контроля и помогает выправлять ошибки, неизбежные у начинающих.

По окончании работы необходимо задержать детей на несколько минут для того, чтобы убрать класс.

Каждый ученик должен убрать своё рабочее место, тщательно собрав все обрезки в указанное место, затем вытереть стол и вымыть руки.

На следующем занятии учитель сравнивает результаты труда детей и даёт оценку качества каждой отдельной работы. Изделия, выполненные учащимися (коллекции, таблицы, счётные палочки, аппликации и т. д.), должны быть использованы в дальнейшей учебной работе класса.

Лучшие изделия учащихся бережно хранятся и используются по мере надобности на уроках.

В конце каждого полугодия устраивается выставка детских изделий. Вещи, сделанные детьми, располагаются в определённой последовательности и системе. Необходимо, чтобы каждый ученик мог видеть всё то, что он сделал в течение полугодия, а вместе с тем, видеть и то, что сделали его товарищи. Выставка в целом должна быть отражением работы класса.

Групповые занятия ручным трудом нередко находят своё естественное продолжение в более углублённой работе технического школьного кружка. Содержание работы технического кружка, так же как и фронтальных и групповых занятий по ручному труду, тесно связывается с учебной работой детей и подчиняется общим учебно-воспитательным задачам школы.

Для того чтобы внеклассная работа по ручному труду протекала наиболее продуктивно, рекомендуется выделить в школе уголок для занятий ручным трудом, поставить здесь 2—3 верстака или рабочих стола, разместить инструменты и предоставить возможность детям работать в уголке в свободное от занятий время.

Внимание к оборудованию занятий по технике и поощрение технической самодеятельности детей благотворно отражается на всей учебной и воспитательной работе школы. В школе создаётся актив учащихся, который охотно помогает в изготовлении учебных наглядных пособий, монтировании коллекций, в изготовлении и ремонте сельскохозяйственного инвентаря пришкольного участка и т. д.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment