Чтение и объяснение содержания читаемого в начальных классах

chtenie i obyasnenie soderzhaniya chitaemogo v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

В том случае, когда ряду статей предшествует вводная деловая статья, дающая основу, фундамент, необходимый для понимания последующего материала, то с неё не только надо начинать чтение, но к ней надо иногда возвратиться после того, как будут прочитаны все статьи и рассказы, относящиеся к данной теме. Делается это и в том случае, когда деловая статья по своему характеру может быть использована как обобщающая. Для этого практикуется повторное чтение или же содержание статьи воспроизводится в беседе при подведении итогов.

При чтении статей по истории преследуется и общая цель обучения сознательному чтению и задачи, связанные с сознательным усвоением исторического материала. Осуществление этих задач требует:

а)    понимания и усвоения детьми исторических фактов и явлений, излагаемых в статье;

б)           обобщения исторических фактов и посильных для детей выводов;

в)            сознательного усвоения детьми исторических терминов;

г)            развития пространственных и временных представлений у детей.

Выше, уже говорилось, что при объяснительном чтении по истории, как и вообще в преподавании, нельзя допускать однообразия — чтение каждой статьи имеет свои особенности. Методика чтения определяется характером и содержанием статьи, а также и возрастом детей.

В младших классах почти всегда первый раз статью читает учитель, а затем её прочитывают по частям дети. Чтение исторической статьи в младших классах учителем необходимо для того, чтобы дети могли легче схватить общий смысл читаемого, чтобы показать детям, как надо правильно читать исторические термины, названия, правильно произносить слова, делать ударения.

Однако, если содержание предназначенной для чтения статьи очень просто и понятно детям, статью сразу же могут читать учащиеся.

При чтении большинства статей по истории, особенно в 3 классе, приходится решать три важных вопроса:

1) как раскрыть исторические понятия и термины, 2) как работать над развитием пространственных представлений детей и 3) как работать над усвоением временных понятий.

Выше говорилось, что часть исторических терминов и понятий раскрывается при проведении вступительной беседы, если эти термины и понятия органически входят в её содержание. При чтении и объяснении статьи работа над терминами и понятиями продолжается. Читая статью, учитель объясняет слова и термины, исходя из содержания прочитанного, при этом объясняя даже те слова, смысл которых уже частично был раскрыт во вступительной беседе. Однако не следует прерывать чтение ученика для объяснения отдельных слов-терминов, это надо делать после того, как будет прочитана законченная часть статьи.

Слова, которые объясняются учителем, полезно записать на доске попутно с объяснениями, чтобы дети при повторном чтении (особенно при самостоятельном) могли этой записью пользоваться.

Что касается раскрытия понятий, то опыт показывает, что дети лучше всего усваивают материал, когда учитель сначала описывает тот или иной предмет или явление, пользуясь наглядными пособиями, а потом даёт название или термин. Если, например, учитель хочет, чтобы дети поняли, что такое «вече», он должен рассказать, что славяне для решения важного дела собирались (сходились) вместе, обсуждали это дело и принимали решение с общего согласия. Эти собрания назывались «вече». При этом перед глазами детей должна быть картина или рисунок, изображающий «вече». Слово «вече» записывается на доске.

Термин «дружина», например, может быть раскрыт так: учитель рассказывает о том, что у каждого князя было своё небольшое войско. Чем богаче был князь, тем больше у него было войска. Воины князя не пахали, не сеяли — их делом была война. Это войско называлось дружиной, а каждый отдельный воин назывался дружинником. Учитель обращает внимание детей на рисунок в книге, изображающий дружинников X3 в. Дети рассматривают рисунок, устанавливают, что дружинники имели копья, мечи, топоры и щиты; копьё, меч, топор нужны для того, чтобы нападать на врага, а щит — для защиты от нападения; щитом дружинник прикрывался от ударов. Раскрывая то или иное понятие, надо добиваться, чтобы усвоенные в связи с этим слова-термины вошли в словарь детей и чтобы дети не только правильно их понимали, но и правильно употребляли в рассказе и могли объяснить.

Карту при чтении статей по истории следует применять не ранее чем с 3 класса. Получаемые детьми при чтении исторические знания нельзя не связывать с пространственными представлениями детей. В младших классах для этого ещё нет условий, так как пространственные представления младших школьников слишком ограничены и не выходят за пределы их непосредственного опыта. Элементарное знакомство с географической картой дети получают при чтении географических статей лишь в 3 классе. Желательно, чтобы чтению статей по истории в 3 классе предшествовало бы ознакомление учащихся с географической картой. Поэтому чтение исторических статей обычно относится на конец учебного года.

Опыт показывает, что формирование пространственных представлений у детей идёт медленно, с трудом и требует от учителя большого внимания и настойчивости. Часто дети довольно быстро находят на карте то, что требуется, правильно показывают, но делают это механически, неосознанно. Поэтому, пользуясь картой при чтении исторических статей, учитель путем сравнений и сопоставлений добивается, чтобы дети реально представляли себе расстояния, которые они показывают на карте, причём использует для этой цели знания детей по арифметике и их непосредственный опыт.

При чтении по истории приходится решать ряд сложных проблем, связанных с работой над хронологическим материалом. Возникают вопросы: что давать детям? в каком объёме? как знакомить детей с хронологическими понятиями, как развивать их временные представления? Дети младшего школьного возраста легко воспринимают то, что ощущают. Представления о времени, развиваемые у детей при объяснительном чтении по истории, не могут быть результатом непосредственных ощущений. Временные представления есть продукт мысли, сознания ученика, но раньше всего они — продукт жизненного опыта, который в этом отношении у детей еще не достаточен. Этим именно и объясняются трудности, с которыми встречается учитель при ознакомлении детей с временными понятиями и усвоением минимума хронологии, даваемой при объяснительном чтении. Представление о времени опосредствовано и выражается в длительности протекания исторического явления и в последовательности хода исторических событий. Отдельные даты, являясь как бы «верстовыми столбами на дороге времени», позволяют устанавливать последовательность хода событий и создавать у детей элементарное представление об исторической перспективе.

При объяснительном чтении по истории приходится лишь приступать к формированию временных представлений, прокладывать первые пути в осознании исторической перспективы. В младших классах дети имеют некоторые представления о времени. Они употребляют и понимают такие слова, как сегодня, вчера, давно, раньше, теперь. Из новых временных понятий в этих классах можно дать такие, как до революции, после революции. Давая эти понятия, надо их конкретизировать. С этой целью можно прибегнуть к сопоставлениям, например, если отцу ученика 32 года, то можно сказать, что длительность периода после революции составляет столько же лет, сколько его отцу.

Более сложную работу приходится проводить с учащимися 3 класса. Опыт показывает, что и в 3 классе дети, даже запоминая дату, не представляют ясно длительности периода, который отделяет нас от того или иного события. Эти представления появляются не сразу и с трудом. Но всё же детям необходимо сообщать некоторое количество исторических дат и требовать их запоминания.

Так, учащимся 3 класса можно дать для запоминания следующие важнейшие даты: начало Москвы — 247 год; Ледовое побоище — 1242 год; Куликовская битва — 1380 год; основание Петербурга — 1703 год; война России с Наполеоном — 1812 год; первая русская революция — 1905 год; Октябрьская революция — 1917 год; смерть В. И. Ленина — 1924 год; Великая Отечественная война — 1941 — 1945 гг. Этот хронологический минимум даёт необходимую историческую канву, помогающую учащимся разобраться в том, что было раньше, что после.

Первая историческая дата, с которой знакомятся дети, 247 год — начало Москвы. Дети путём вычитания сами определяют, что Москва возникла более 800 лет назад. Для того чтобы понятие «800 лет назад» сделать доступным для детей, его надо конкретизировать (например, 800 лет — это 8 веков, а век — 100 лет; редкие люди доживают до 100 лет, и т. д.). Такого рода упражнения и конкретизация не только помогают запомнить даты, но постепенно формируют правильные представления о времени. На уроке, во время разбора статьи, необходимо закреплять даты в памяти детей. С этой целью или вывешивается плакатик с датой и названием, или дата записывается на доске.

Усвоение при чтении исторических фактов и событий и формирование в связи с этим первоначальных исторических представлений и понятий достигается применением разнообразных приёмов раскрытия содержания. Сначала, как уже было сказано выше, важно, чтобы учащиеся поняли общий смысл читаемого материала и затем путём вопросов и объяснения учителя уясняли бы содержание статьи в деталях и более глубоко поняли бы её идейную сущность. Читая, например, с детьми статью об Александре Невском, учитель раскрывает последовательно содержание каждой её части.

Так, в целях усвоения содержания, к первой части статьи он ставит перед детьми такие вопросы: Где был князем Александр? Кто нападал на русскую землю? Чем прославился Александр Невский?

При чтении этой части статьи учитель спрашивает детей, где расположен город Новгород, и предлагает им показать Новгород на карте; спрашивает, кто такой князь, когда был князем в Новгороде Александр, сколько лет, веков назад это было? Одновременно с объяснением слов учитель обращает внимание детей на характерные черты Александра Невского: мужественный, умный, доблестный, благородный, смелый.

При работе над содержанием второй части статьи учитель спрашивает детей: Почему Александр уехал из Новгорода? Где он жил? Что в это время случилось с новгородскими землями? Что сделал Александр, когда новгородцы позвали его на помощь? Какой призыв он разослал по русским городам?

Раскрыв детям содержание статьи, учитель обращает их внимание на то, что общее дело — защиту родины — Александр ставил выше личных интересов: он даже забыл обиды, которые нанесли ему новгородцы. После чтения последней части ставятся такие вопросы: Что хорошо понимали Александр и его дружинники? Где Александр решил дать сражение немцам? Когда это было? Сколько веков (лет) назад? Как происходила битва на льду Чудского озера? (Показать на карте Чудское озеро.) С какими словами Александр отпустил пленников?

Учитель выясняет с детьми смысл этих слов. Это и должно послужить выводом из прочитанного. В заключительной беседе учитель обращает внимание детей на то что русские люди чтут память Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны храбрых и мужественных офицеров и генералов награждали орденом Александра Невского. Русские люди помнят слова Александра Невского: «Но если кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет», «На том стоит и стоять будет русская земля», и выполняют его завет.

Чтение статьи предполагает запоминание её содержания. Поэтому после чтения и изучения статьи целесообразно дать учащимся домашнее задание. Характер заданий зависит от содержания статьи. В приведённом примере задание может быть такое: прочесть статью, рассказать её, уметь ответить на вопросы, помещённые в конце статьи, рассмотреть рисунок, уметь рассказать, чем отличалось вооружение русских воинов от вооружения немцев; записать в тетрадь слова Александра Невского, с которыми он обратился к пленникам.

Этим и завершается работа над статьёй. В 3 классе, особенно к концу учебного года, чтение статьи может быть дополнено небольшим рассказом учителя. Рассказ нужен не только для выводов и создания более ясных и законченных представлений детей о прочитанном, — он нужен для того, чтобы подготовить детей к иным формам работы, практикуемым при изучении истории в 4 классе. Надо приучать детей слушать рассказ учителя по истории. Эта подготовка поможет устранить наблюдаемый иногда разрыв в методах работы при обучении истории в 3 и в 4 классах. Рассказ учителя может предшествовать чтению и завершать его.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment