1-й урок.
Цель урока — исходя из решения простых задач подвести детей к пониманию способа решения задач приведением к единице.
Ход ур ока . В порядке подготовки учащихся к решению названного типа задач учитель во время занятий устным счётом, проводимого после проверки домашнего задания, предлагает учащимся примерно такие задачи:
«4 пера стоят 12 коп. Сколько стоит 1 перо? А сколько нужно уплатить за 6 таких перьев?»
Чтобы дети лучше поняли, какие данные необходимо иметь для решения задачи способом приведения к единице, им даётся следующая подготовительная задача в одно действие, причём условие задачи иллюстрируется рисунками на доске:
«Дыня стоит 4 руб. Сколько нужно уплатить за 5 таких дынь?»
Затем учащимся предлагается следующая задача в 2 действия, условие которой также иллюстрируется рисунком:
«2 арбуза стоят 8 руб. Сколько нужно уплатить за 5 таких арбузов?»
При анализе последней задачи в беседе с детьми выясняется, можно ли сразу узнать, сколько нужно уплатить за 5 арбузов, почему можно было в предыдущей задаче сразу узнать, сколько стоили 5 дынь, почему нельзя сразу узнать, сколько стоили 5 арбузов. Из анализа задачи выясняется, что прежде чем узнать, сколько стоили 5 арбузов, нужно сначала узнать, сколько стоил 1 арбуз. После этого коллективно намечается план задачи и проводится её решение, которое записывается на доске и в тетрадях.
При рассмотрении следующей задачи: «4 ложки стоят 12 руб. Сколько стоят 6 таких ложек?», условие её оформляется на доске уже без иллюстраций, а именно:
4 ложки — 12 руб.
6 ложек — ?
При анализе этой задачи выясняется, что узнать сразу, сколько стоят 6 ложек, нельзя, что прежде нужно узнать, сколько стоит 1 ложка. Вслед за анализом задачи коллективно составляется план её и устно проводится её решение, после чего детям предлагается записать это решение в своих тетрадях. Таким образом, эту задачу в отличие от предыдущей, которая была решена коллективно, дети решают полусамостоятельно.
Для того чтобы дети лучше осознали структуру задач данного типа, им предлагается составить задачи, похожие на решённую. Одна из составленных учащимися задач предлагается им для самостоятельного решения (устного или письменного).
На дом задаётся задача данного типа и примеры.
При подведении итогов урока в беседе выясняется, что дети учились на уроке решать задачи, в которых требовалось узнать, сколько стоят несколько предметов, что узнать это сразу нельзя было, приходилось сначала узнавать, сколько стоит 1 предмет, а уже потом, сколько стоят несколько предметов.
2-й урок.
Цель урока — закрепить знания учащихся, полученные ими на предыдущем уроке.
Ход урока . Для того чтобы выявить, в какой мере учащиеся осознали структуру новых задач, и в то же время способствовать закреплению их знаний, учитель предлагает детям составить задачи, похожие на одну из тех, которые были решены ими дома. Заслушивается несколько задач, составленных детьми, и одна (или две) из них предлагается для устного решения.
После этого детям даётся усложнённая задача данного типа, например:
«Одна хозяйка купила 2 чашки за 12 руб. Другая купила 3 таких же чашки и дала в кассу 20 руб. Сколько ей нужно получить сдачи?» (Условие задачи учитель записывает кратко на доске.)
После повторения условия проводится аналитический устный разбор задачи. Затем учащимся предлагается записать её решение в своих тетрадях. Эта задача, таким образом, решается детьми полусамостоятельно.
После того как большинство учащихся закончат свою работу, учитель в развёрнутой беседе выясняет, как учащиеся решали задачу, при этом решение её записывается на доске.
Затем детям даётся усложнённая задача данного типа для самостоятельного решения, например:
«3 стакана ягод стоят 6 руб. Девочка купила 7 стаканов ягод и дала в уплату 15 руб. Сколько она должна получить сдачи?»
В конце урока в беседе выясняется, чем занимались и чему научились на уроке.
На дом детям задаются 1 — 2 усложнённых задачи данного типа из задачника.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова