Чтение географических статей в начальных классах

chtenie geograficheskih statej v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Пр ед вар ите л ь ная п одгото в ка к чтению географической статьи носит двоякий характер. С одной стороны, она заключается в приобретении детьми географических представлений, без наличия которых работа с текстом могла бы носить чисто формальный характер. С другой стороны, предварительная подготовка имеет в виду словарную работу, проводимую учителем в тот момент, когда дети изучают предмет или явление наглядным путём. Так, например, во время экскурсии к ручью дети должны не только получить представление о различных частях ручья, но также в процессе восприятия узнать от учителя название этих частей (русло, правый берег, левый берег, исток, устье, главный ручей, приток).

Организуя указанную подготовку детей к чтению, не следует, однако впадать в крайность. Нельзя строить экскурсию и вводную классную беседу таким образом, чтобы они целиком исчерпывали географическое содержание соответствующей статьи, вследствие чего последующее чтение сводилось бы лишь к повторению и закреплению пройденного.

Если перед чтением будут заранее устранены с пути ученика все трудности, даже вполне посильные, то в условиях такой крайне облегчённой работы над текстом дети не приобретут навыков к самостоятельному пользованию книгой, поскольку это пользование предполагает получение новых знаний и требует от читателя значительного умственного напряжения.

Чте ние и р аз бо р стать и мо гут производиться различным образом, в зависимости от ряда обстоятельств. Так, если статья имеет эмоциональный характер, то первым читает её учитель. Если статья длинная, то при чтении и разборе она делится на части. Статья, трудная для учащихся, перечитывается в классе большее число раз, чем статья лёгкая. Разумеется, что приёмы чтения, применяемые учителем, зависят не только от характера текста, но и от возраста учащихся, степени их общего развития, уровня техники чтения и т. п.

Осмысленное чтение всегда связано с внимательным, глубоким изучением текста и с размышлением по поводу прочитанного. Для того чтобы приучить детей к осмысленному чтению, следует каждую очередную статью после её прочтения разбирать в классе самым детальным образом.

Вопросы, которые ставит учитель во время такого разбора, должны прежде всего побуждать детей к сопоставлению знаний, получаемых при чтении, и знаний, приобретённых ранее (на экскурсии, во время вводной классной беседы и т. д.).

Попутно с усвоением содержания детям надлежит овладеть также и планом статьи, чтобы подготовиться к ее пересказу.

Сочетание основных элементов объяснительного чтения географических статей — экскурсии, вводной беседы, чтения и разбора статьи, пересказа её учащимися показано ниже на примере работы со статьёй «Овраги и борьба с ними» (стр. 582).

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment