В опыте передовых учителей Липецкой области при обучении математике методы, формы и вид работы разнообразятся не только от урока к уроку, но и в пределах одного урока. С помощью умелого применения хорошо подобранных разнообразных методических приемов им удается сосредоточить внимание всех учащихся на достижении поставленной цели, активизировать их деятельность и добиться глубоких и прочных знаний. При работе учеников над новым материалом передовые учителя применяют, в зависимости от условий, доходчивое объяснение, различные виды самостоятельных работ, работу по заранее подготовленному тексту (разбор самими учащимися готового решения задачи, примеров и пр.). При закреплении изученного материала дают ученикам решать задачи и примеры с пояснением выполняемых ими действий («комментирование»), широко применяют составление задач и примеров самими детьми.
Следует избегать чрезмерного разнообразия работ на одном и том же уроке, так как частое переключение с одного вида работы на другой мешает детям сосредоточить свое внимание на изучаемом вопросе и достаточно глубоко усвоить его.
Для каждого урока очень важно, чтобы он был наполнен большим содержанием, когда ученик успевает на уроке глубоко подумать, понять и усвоить достаточно обширный учебный материал.
Однако не всегда решение на уроке большого количества задач и примеров способствует лучшему усвоению знаний. Дело в том, что при изучении различных математических вопросов (элементов теории, вычислительных приемов, отыскания путей решения нового вида задач и т. д.) часто требуется, не проявляя особой торопливости, всесторонне рассмотреть целесообразно подобранный учебный материал. Так, при первоначальном знакомстве с приемом письменного деления первые вычисления нужно рассмотреть тщательно, привлекая внимание детей, с одной стороны, к новой форме записи, а с другой стороны, к усвоению алгоритма действия и самой сути вычисления. Кроме того, необходимо новый вычислительный прием сравнить с ранее известным.
Процесс обучения начальной математике будет эффективным в том случае, когда он строится с учетом знаний и навыков учащихся. Планомерная и систематическая проверка знаний учеников, глубины понимания изученного, своевременное выявление отдельных пробелов и ошибочных представлений помогает учителю повышать эффективность урока. Обнаружив пробелы и ошибки в знаниях детей, учитель устраняет причины, порождающие их, изыскивает способы ликвидации пробелов в знаниях и умениях учеников. Ученик, в знаниях которого своевременно ликвидирован пробел, охотно и активно включается в учебную работу на уроке.
При проверке и оценке знаний по математике применяются различные формы. Широкое распространение получила форма проверки и оценки знаний, именуемая поурочным баллом, впервые примененная передовыми учителями Липецкой области, фронтальный и индивидуальный опрос учеников, разнообразные самостоятельные работы проверочного характера.
Педагогические исследования показали, что умелое применение индивидуального опроса в сочетании с другими видами учебной работы благоприятно влияет на работоспособность учеников. Поэтому следует стремиться не к отказу от такой формы выявления знаний, а искать пути ее усовершенствования.
Признаком того, что урок достиг своей цели, является способность каждого ученика вполне самостоятельно сделать работу, аналогичную той, которая выполнялась под руководством учителя.
Обыкновенно в конце урока учитель спрашивает учеников, чем они занимались, чего достигли, что научились делать. Такие вопросы помогают им осознать целенаправленность полученных знаний, мобилизуют их на дальнейшую работу.
В заключение отметим, что урок всегда должен представлять собой определенное целое, стройное и в известной мере законченное. Этого требует и логика, и психология усвоения знаний. Единству урока как целого не противоречит ни членение учебного материала на элементы, ни рациональное многообразие видов учебной деятельности. Критерий оценки урока — это его результаты, а темпы и многообразие видов работы — средства для достижения хороших результатов.