Художественное воспитание детей в семье в начальных классах

hudozhestvennoe vospitanie detej v seme v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Родители многое могут сделать для художественного воспитания детей. Хорошая музыка и пение, рассматривание художественных картинок, изящное оформление детского уголка, красочные игрушки, чтение художественных рассказов, стихов, прогулки в природу вместе с детьми — всё это способствует воспитанию у детей художественных вкусов и развивает в них чувство прекрасного.

Родители должны обращать внимание маленьких школьников на то, как красиво звучит русская песня, которую слышит ребёнок, как прекрасен национальный костюм, который он видит, какие замечательные краски появляются на небе после захода солнца и т. д. Нужно приучать детей подмечать всё красивое и вырабатывать у них отрицательное отношение ко всему грубому, безвкусному, нелепому.

Задачи художественного воспитания могут осуществляться в процессе творческой деятельности детей. Маленькие школьники любят играть в театрализованные игры, в шарады, придумывать и изображать небольшие сценки; многие ученики начальной школы пробуют писать стихи, лепить из глины; дети охотно рисуют, их влечёт игра на музыкальных инструментах. Проявления детского творчества родители должны поддерживать. Если есть возможность, то обязательно нужно, чтобы дети, у которых проявляются творческие способности, работали в соответствующих кружках при доме пионеров, при колхозном или заводском клубе, при дворце культуры, при красном уголке домоуправления или при самой школе.

Всячески содействуя эстетическому воспитанию детей, родители должны помнить следующее: нельзя открыто выражать своё восхищение творческими способностями детей в музыке, в исполнении национальных танцев, в рисовании, в литературном творчестве и т. п., нужно относиться к проявлениям их очень спокойно, как к чему-то естественному. Содействовать творчеству детей — это значит создать хорошие условия для творческой работы ребенка, помочь выбрать темы для рисунка, для рассказа и т. п., поощрять детей, когда они старательно выполняют советы учителей и специалистов в той или иной области искусства и проявляют упорство, настойчивость, терпение, добиваясь хорошего качества своей работы.

Очень важно наблюдать за содержанием творчества детей в семье. Иногда дети могут разучивать навеянную кем-то пустую песенку, делать плохие по содержанию рисунки. В литературном творчестве некоторые из них могут по неопытности подражать неудачным образцам. Такое подражание надо постараться прекратить, посоветоваться с учителем и помочь ребёнку избрать такое направление в его творческой работе, которое способствовало бы воспитанию качеств человека социалистического общества.

Если родители отдают ребёнка в музыкальную школу или вместе с учителем принимают решение записать его в литературный, драматический, балетный, художественный или какой-нибудь другой кружок, то они должны отнестись к этому очень серьёзно. Необходимо следить, чтобы ребёнок не пропускал занятий кружка, аккуратно выполнял задания руководителя, надо интересоваться тем, насколько дисциплинированно ребенок ведёт себя на занятиях в кружке, достаточно ли прилежно занимается и как идёт развитие его способностей.

Если родители недовольны поведением ребёнка и его отношением к занятиям в том или ином кружке, следует выяснить причины этого, посоветоваться с учителями, побеседовать с самим ребёнком и объяснить ему, что занятия в кружке могут принести ему большую пользу и радость если он будет аккуратным и дисциплинированным. Мало интересоваться и увлекаться творческой работой, нужно проявлять терпение и доводить каждую работу до конца, стремясь сделать её возможно лучше.

Вместе с тем нельзя допускать чрезмерного увлечения ребенка тем или иным видом творчества. Это может плохо отразиться на учебной работе школьника, нарушить ритм его жизни и, в конце концов, повредить развитию и самих творческих способностей. Если ребёнок чересчур много рисует, сочиняет, поёт, танцует, то это ведёт к переутомлению, в результате которого может неожиданно угаснуть интерес к творческой деятельности.

Родители должны поддерживать творческие интересы не только у тех детей, которые проявляют заметные способности, но и у каждого ребёнка.

При упорной работе способности могут быть развиты, а творческие интересы ребёнка, соответствующим образом направленные, будут содействовать многостороннему его развитию.

Нужно объяснить родителям, что не следует подшучивать над неудачами детей, нельзя говорить: «Всё равно у тебя получается плохо, не стоило браться» и т. д., а наоборот, надо поддерживать детские творческие попытки поощрением и добрыми критическими замечаниями, давать советы, высказывать уверенность в том, что если ребёнок проявит терпение, то он достигнет значительно лучших успехов.

Художественное воспитание детей может и должно осуществляться в процессе всей повседневной жизни ребёнка, в его домашнем быту и обстановке. Этому способствуют чистота, уют и украшение квартиры, красивые клумбы цветов в палисаднике, опрятность костюма, аккуратность в пользовании пособиями, соблюдение правил личной гигиены. Каждый культурный человек должен любить красивое и вносить красоту в повседневную жизнь, в работу. Это качество необходимо воспитывать и у детей.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment