Из многочисленных видов внеклассных занятий с младшими учениками (I — II кл.) проводятся преимущественно эпизодические мероприятия: математические игры, забавы и развлечения. На эти занятия уделяется от 5 до 10 минут в начале урока, а позже во внеурочное время. Название математических игр и распределение их по классам видно из приведенной ниже таблицы.
Классы | Программы | Игры в классе | Внеклассные игры | |
настольные | подвижные | |||
1 | Первый десяток | Змейка, молчанка, цепочка, квадратики, крестики, лесенка, угадайка, задумывание и угадывание чисел, дополнение до 10, кто скорее, лучший счетчик, хитрая звездочка. веселый счет | Лото предметное, лото цифровое, счетное лото, кубики, лучинки, спички-забавы, строительный материал, математический волчок | Живые цифры, числовые фигуры в виде живых картин, ритмические движения |
1 – 2 | Второй десяток и первая сотня | Игры указанные для первого десятка, цепочка, круговой счет, дополнение до 100, игра в половинки, четверти и восьмые, запретное число, игра в счет без слов, игра в цифровой шифр, лабиринты, занимательные простые и сложные квадратики, таблицы для угадывания чисел, математик-молния, феноменальная память, математический веер, веселый счет | Летающие колпачки, рикошет, снайпер, лото в различных вариантах, лото-таблица умножения, занимательные квадраты, арифмитические головоломки | Арифмитический бег, игра в цель: метание в круг. метание в лесенку, метание мячом, метание кольцом, метание кубиком |
2 -3 | Тысяча | Игры, указанные для второго десятка и первой сотн, арифмитические ребусы, живые числа | Летающие колпачки, японский биллиард, игра в 15, феноменальная память | Подвижный абак |
3 – 4 | Числа любой величины | Игры, указанные для тысячи, угадывание чисел, имени, даты рождения, цифры, страницы книги | арифметические головоломки, арифметические ребусы | Нумерация в лицах |
3 – 4 | Геометри- ческий материал | Одним росчерком, что больше | Лучники, игры со спичками, секрет треугольника, цветные танграммы, геометрическое домино | Игры с палкамми, построение геометрических фигур, измерительные работы на местности, определение высоты предметов, ширины рек и д.р. |
Грамотно, увлекательно проведенная игра прививает ученикам вкус к изучению математики. Знакомство с играми и умение проводить их самостоятельно можно использовать для организации вечеров или утренников. Так, в московских школах № 525, 554, 628 проводились утренники для учеников трех-четырех первых классов. Утренник проводился по следующей программе:
- Решение шифрованных примеров, определяющих цель занятия (считать, решать, угадывать).
- Игры на тему «Кто вернее, кто скорее?».
- Решение «Живых примеров».
- Решение задач в стихах.
- Отгадывание загадок.
- «Веселый счет» (в пределах 20).
По любому разделу программы опрашивались из каждого класса 3 — 5 учеников, баллы за ответ суммировались и в конце объявлялись классы-победители.
Такие же утренники, типа соревнований, проводились и с учениками четвертых классов.
Приведем программу одного такого утренника.
- Отгадывание ведущим задуманного многозначного числа.
- Решение задач, у которых даются слагаемые, взятые попарно.
- Решение примеров, написанных на доске: листки с ответами подаются на стол ведущему.
- Решение примеров со стертыми (пропущенными) цифрами.
- Задачи-шутки.
- «Веселый счет» (в пределах 100).
Большое оживление вносят номера программы, требующие движения (Живые примеры, Живая нумерация, Арифметический бег и др.).
На утренниках может быть выступление с небольшим сообщением ведущего (заранее подготовленного ученика) на темы: Как люди научились считать? измерять? Феноменальные счетчики, дети и юноши-математики и др.
Математические экскурсии в I и II классах посвящаются подвижным играм под открытым небом или в гимнастическом зале (метание в круг и лесенку кубиком, кольцом, мячом и др.). Возможны математические экскурсии в лес, парк или сад для сбора счетного материала. С III—IV классами также проводятся экскурсии в лес для определения количества деревьев на 1 а, к реке для нахождения ее ширины, на открытую поляну для построения из метровых палочек моделей геометрических фигур и тел; на такой же поляне удобно проводить провешивание прямых, определение расстояний на глаз, проверку прямых линий провешиванием и другими способами. В зависимости от окружения школы возможны и другие экскурсии: на строительство дома для определения объема строительных материалов (досок, бревен и пр.), на железную дорогу для вычисления объема вагонов, размеров рельса, шпал и др.
После математической экскурсии ученики описывают проведенную работу и записывают найденные числовые данные.
Математические кружки. Математический кружок организует учитель, ему могут оказывать помощь члены пионерской и комсомольской организаций школы, а также родители. При организации кружка надо учитывать интересы учеников к решению задач, к вычислительной технике, к измерительной практике и черчению, к изготовлению пособий. В многокомплектных школах кружок может объединять учащихся нескольких классов. Каждый кружок преследует в своей работе определенную цель. Члены кружка принимают на себя обязательства: регулярно посещать занятия, выполнять задания и т. п. Кружок работает по плану, составленному учителем и принятому кружком. Учитель и члены кружка отчитываются в проделанной работе перед администрацией школы и коллективом учащихся (пионерской и комсомольской организациями).