Воспитательное значение изучения географии в начальных классах

vospitatelnoe znachenie izucheniya geografii v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Уроки географии предоставляют учителю широкие возможности для воспитательной работы с детьми.

Изучение различного рода географических связей, в особенности их изменений во времени и пространстве, способствует развитию у детей материалистического мировоззрения.

В то же время уроки географии СССР воспитывают у учащихся советский патриотизм.

На ряде фактов учитель может показать неисчерпаемость природных богатств СССР и при этом вызвать у детей по отношению к своей родине чувство гордости и горячей привязанности.

СССР обладает величайшей в мире сплошной территорией. С запада на восток Советский Союз протянулся на 2 тысяч километров. Скорому поезду нужно затратить 14 суток, чтобы от берегов Балтики домчаться до берегов Японского моря. Когда жители Москвы ложатся спать, то в это же самое время жители Владивостока уже просыпаются, встречая утро следующего дня.

Крайний север и крайний юг СССР разделяют 41 тысячи километров. Школьники Новой Земли и Черноморского побережья Кавказа по-разному встречают 1 сентября — начало учебного года. На Новой Земле в это время уже зима, крепнут морозы, завывает вьюга, по ледяным просторам бродят лишь белые медведи. На Черноморском побережье Кавказа в это время ещё лето, щедро льются с неба лучи южного солнца, купальный сезон в полном разгаре, в садах зреют мандарины, апельсины и лимоны.

Полезными ископаемыми природа наградила СССР более щедро, чем какую бы то ни было другую страну мира: апатиты Хибин, калийные залежи Соликамска, глауберова соль Кара-Богаз-Гола, железные руды Урала, Криворожья и Керчи, медные руды Казахстана, каменный уголь Донбасса, Кузбасса и Караганды, нефть Баку, Эмбы, Средней Волги и Урала — вот с чем учащиеся 4 класса знакомятся на уроках географии в первую очередь. Необходимо указать детям, что значительная часть этих месторождений, имеющих всесоюзное значение, была открыта и начала разрабатываться лишь в самое последнее время — в годы сталинских пятилеток. По запасам нефти, торфа, железной руды и минеральных солей наша страна занимает первое место в мире.

Треть территории СССР покрыта лесами, самыми обширными на земле. Один лишь ежегодный прирост древесины в этих лесах может с избытком покрыть всю нашу потребность в ней. Древесина же — одно из важнейших природных богатств. Это и топливо, и строительные материалы, и сырьё, необходимые для самых различных производств (бумага, искусственный шёлк, спирт и т. п.). На базе своих огромных лесных ресурсов наше государство создало мощную лесную промышленность. Лесоразработки в СССР по сравнению с 1913 г. увеличились в 4 раза. Через наши северные порты вывозится за границу много пиломатериалов. По экспорту древесины мы занимаем первое место в мире.

Чернозёмные степи СССР, подобно нашим лесам, самые обширные на земле. Здесь, на почвах, замечательных по своему плодородию, собирается значительная часть нашего урожая. Это — основная житница СССР. До Октябрьской революции Россия в целом производила около 5 миллиардов пудов зерна.

Теперь же работники нашего социалистического сельского хозяйства в ответ на призыв великого Сталина добиваются сбора в 7 — 8 миллиардов пудов зерна. По производству целого ряда продуктов земледелия наша страна занимает первое место среди всех государств земного шара (по пшенице, ржи, ячменю, овсу, картофелю, сахарной свёкле, льну, конопле).

Тундра, пойменные луга (особенно в лесной полосе), сухие степи, горные пастбища представляют собой прекрасную кормовую базу для животноводства СССР. По числу лошадей и овец СССР занимает первое место в мире.

Советские субтропики почти полностью освободили нас от необходимости ввозить из-за границы чай, плоды цитрусовых и эфирные масла.

Ознакомление с указанными выше естественными ресурсами СССР должно привести детей к убеждению, что наша огромная страна имеет все необходимые природные предпосылки как для построения коммунизма, без какой бы то ни было помощи извне, так и для успешной обороны при нападении врага.

С такой же убедительностью учитель может показать детям, что природные богатства СССР имеют достойного хозяина в лице советского народа.

Советский народ — один из наиболее многочисленных народов земли. Его численность около 200 миллионов человек. Только Китай и Индия имеют более высокую численность населения, чем СССР. Однако ни один народ мира не отличается ещё той высокой политической сознательностью и сплочённостью, которая в условиях советского строя стала столь характерной для народов СССР. Это одна из важнейших причин того, что Советский Союз представляет собой самое могущественное государство мира.

Советский народ народ-труженик, народ-созидатель. Выполняя планы сталинских пятилеток, он в кратчайший срок создал самое передовое по техническому оснащению сельское хозяйство, построил многие тысячи новых рудников, шахт, фабрик, заводов и тем самым создал в высшей степени мощную промышленность, по ряду отраслей перегнавшую наиболее развитые индустриальные страны Европы и Америки.

Знакомясь с хозяйственной деятельностью различных народов СССР, дети должны проникнуться чувством энтузиазма и восхищения по отношению к трудовым подвигам советских людей и заранее взлелеять мечту о своей будущей профессии.

Но недостаточно показать детям в живой, образной форме природные богатства СССР, многочисленность и высокие моральные качества советского народа, надо чтобы вместе с этим дети поняли, что «требуется наличие такой власти, которая имела бы желание и силу двинуть использование этих природных богатств на пользу народа» .

Знания, даваемые на уроках географии, должны привести детей к пониманию того, что величественное и изумительно быстрое по своим темпам социалистическое строительство, развернувшееся в одной шестой части мира, возможно лишь в условиях советского строя, и что оно осуществляется под руководством коммунистической партии и вождя народов товарища Сталина.

Приведём в качестве примера краткое содержание одного из уроков географии в 4 классе, посвящённого социалистическому строительству.

Огромная Ферганская долина, расположенная в горах Тянь-Шаня, даёт нашей стране много хлопка, шёлка, фруктов, винограда. Но оазисам Ферганы раньше не хватало воды для орошения. И это маловодие мешало превращению долины в сплошной оазис. Понемногу среди народов Ферганской долины созрела мысль о постройке большого канала, отводящего воду от верховьев Сыр-Дарьи.

Народные представители поехали в Москву, в Кремль, к товарищу Сталину искать помощи.

Вождь народов одобрил эту прекрасную идею трудящихся.

Советское правительство выделило для постройки канала миллионные ассигнования, мощную технику — тракторы и экскаваторы, опытных инженеров, которые могли бы руководить всеми необходимыми работами.

25 июня 1939 г. сто шестьдесят тысяч человек вышли на стройку канала. Здесь были узбеки, киргизы, таджики, русские.

Раньше народы Средней Азии враждовали из-за воды, вели войны, разрушали друг у друга оросительные сооружения. Теперь эти народы объединились для постройки одного из самых огромных оросительных каналов мира.

К этой дружбе между народами Советского Союза привела мудрая ленинско-сталинская национальная политика.

Первая очередь Ферганского канала длиной в 270 км была построена за изумительно короткий срок — в 45 дней. Победа не была случайной. Колхозники, вышедшие на трассу канала, соревновались в земляных работах. Многие из них выполняли за сутки по 10 и более норм. Чем же поддерживался этот трудовой энтузиазм? А тем, что жители Ферганы рыли канал не для обогащения баев, как это было раньше, а ради поднятия общего благосостояния.

Такого рода рассказы учителя о великих стройках сталинских пятилеток — одно из наиболее эффективных средств для воспитания советского патриотизма.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment