Работа над новым материалом.
Учитель записывает на доске ранее рассмотренную часть таблицы умножения числа 2 без ответов, а дети с помощью карточек с цифрами показывают соответствующие результаты, учитель записывает их в таблице. Используя рисунок на странице 133 учебника, ученики прибавляют по 2 до 18.
Продолжим таблицу умножения двух. Сколько получится, если 2 • 6? 12. Как узнали? 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12. Запишу. Сколько получится, если по 2 взять 5 раз (подчеркивает 5 слагаемых)? Как можно иначе вычислить произведение чисел 2 и 6? Надо к 10 прибавить 2, получится 12. Теперь вычислите произведение 2 • 7. 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 14, значит, 2 • 7 = 14. Как иначе вычислить результат? 2 • 6 = 12, да еще 2, получится 14. Вы уже знаете, что к 10 легко прибавлять другие числа. Подумайте, как еще можно вычислить результат. 2 • 5 = 10, 2 • 2 = 4, 10 + 4 = 14.
Так же рассмотреть остальные случаи: 2 • 8 и 2 • 9. Дети записывают таблицу умножения и читают ее вслух.
Для закрепления провести работу по таблице и рисункам, данным в учебнике; дети объясняют, как вычисляли произведения.
Задачу из упражнения 1 лучше выполнить устно под руководством учителя: ученики находят результат каждого примера двумя способами, рассуждая так же, как на предыдущем уроке.
Упражнения 2 дети должны прочитать самостоятельно, рассмотреть рисунок, объяснить, что значит «дали каждому по 2 морковки», затем решить задачу. При проверке решения выявить, нет ли детей, которые решали задачу сложением. Если еще будут такие ученики, то им надо объяснить, как перейти от сложения к умножению.
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения. Для закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 100 устно решать примеры вида 50 ± 14. Примеры дать в следующей форме: Из суммы чисел 40 и 20 вычесть 35.
Можно провести игру «Круговые примеры»:
30 — 12 58 — 8 24 + 6 50 — 26 18 + 40
2. Решение задачи. Упражнение 3 выполнить устно.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 4, после чтения которого надо спросить, сколько сантиметров составляет длина первого отрезка. Далее выполнить упражнение 5.