География в начальной школе

geografiya v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

При изучении географии в младших классах ставится и разрешается задача вооружения учащихся знаниями о том, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность людей и как труд человека преобразует природу.

Сообщая детям эти знания, следует на убедительных примерах показать грандиозную деятельность советского человека по преобразованию природы, дать представления о богатых природных ресурсах Советского Союза и о том, что только при советской власти природные богатства нашей страны начали по-настоящему изучаться и использоваться.

В царской России при господстве помещиков и капиталистов природные богатства использовались хищнически, исключительно в интересах экспло- ататорских классов. В Советском Союзе неисчислимые природные богатства стали общенародным достоянием, опорой социалистического хозяйственного строительства, имеющего целью повышение жизненного уровня всех граждан Советского государства.

Для того чтобы дети смогли понять характер и огромные масштабы наших хозяйственных достижений, необходимо познакомить их с социалистическими стройками (если возможно, то показать стройки в процессе их созидания).

Географические знания о своей родине, сообщаемые в начальных классах в тесной связи с изучением её истории, имеют большое идейное, воспитательное и практическое значение. Они подготовляют учащихся к участию в социалистическом строительстве и воспитывают их в духе советского патриотизма. Однако успешное изучение географии своей родины, осознание учащимися географических явлений и разносторонней связи между ними возможно лишь при условии, если дети будут иметь предварительную географическую подготовку. С этой целью на уроках объяснительного чтения детям даются некоторые понятия о географической среде и о хозяйственной деятельности в ней человека.

Читая статьи географического содержания, совершая экскурсии, рассматривая картины и иллюстрации, планы и карты, дети приобретают первоначальные понятия о ж из ни люд е й к ак в с ель ско й м е стн о – сти, так и в городах, о формах земной поверхности, о воде на Земле, о погоде и климате, об ориентировке на местности, о плане и карте.

Город и село дети различают главным образом в связи с занятиями жителей. В городах живут рабочие и служащие, в сёлах — колхозники и служащие. Рабочие заняты в промышленности, колхозники ведут сельское хозяйство. Различие между промышленностью и сельским хозяйством разъясняется детям на конкретных примерах. Так, выращивание льна относится к сельскому хозяйству, изготовление же из льняных волокон пряжи и полотен — к промышленности. Разведение свиней — это отрасль сельского хозяйства, а изготовление на фабрике колбасных изделий из свиного мяса — это отрасль промышленного производства, и т. д.

Овладевая понятиями — гор о д , с ел о , р а б о чий , к олхо зник , пр омышл енн о сть , с ель с ко е хо зяйств о , дети вместе с тем знакомятся: 1) с картинами жизни колхоза, с назначением важнейших сельскохозяйственных угодий (поле, огород, луг, выгон, кустарник, лес), с. сезонной последовательностью важнейших сельскохозяйственных работ (пахота, боронование, сев, жатва, молотьба); 2) с картинами жизни большого города, с внешним обликом и внутренним устройством его фабрик и заводов.

Наряду с этим дети приобретают понятия о путях с о о б щ ения , о том, что населённые пункты соединяют: железные дороги (железные рельсы, укреплённые на деревянных шпалах, которые обычно лежат на насыпи), шоссе (дороги, имеющие искусственное покрытие — асфальтовое, бетонное, булыжное и т. п.), грунтовые дороги (не имеющие искусственного покрытия) и тропы (узкие дороги, по которым невозможно движение на колёсах).

Ознакомление с ф орм ами з е мн о й по в ерхн о сти начинается с изучения небольших плоскостных участков: горизонтальные площадки, пологие склоны, крутые склоны, обрывы (крутые склоны отличаются от пологих тем, что на них нельзя въехать на автомобиле, телеге и т. п.).

От плоскостных участков земной поверхности дети переходят к ознакомлению с наиболее распространёнными на пришкольной местности формами микрорельефа (малого рельефа), например — холмами, оврагами.

В заключение дети рассматривают ближайшую равнину, узнают, что на равнине преобладают горизонтальные площадки, пологие склоны, а крутые склоны и обрывы встречаются редко.

Далее детям даётся понятие о горах — горных хребтах и вершинах, о долинах, расположенных между хребтами. В тесной связи с этим дети знакомятся с жизнью людей в горах и на равнинах.

Получая первоначальные знания о в оде в прир од е , дети знакомятся с подземными водами, с источниками, как естественными выходами подземных вод, и колодцами, как сооружениями человека, предназначенными для добывания подземной воды.

Далее у детей формируются понятия о текучих водах — о ручьях и реках, которые отличаются своей длиной, шириной и глубиной; о стоячих водах — об озёрах, прудах, болотах, морях.

В связи с. понятием о море, о морском береге даются понятия — полуостров, перешеек, остров, пролив.

Ознакомление детей с понятиями источник, колодец, ручей, река и т. д. должно сопровождаться выяснением того значения, которое эти географические объекты имеют для народного хозяйства.

Понятия о погоде , о климате формируются в связи с наблюдениями над изменениями в природе, особенно в связи с чередованием времён года.

Весьма важно, чтобы наблюдения сезонных явлений во 2 и 3 классах сопровождались записью дат. Сопоставляя эти записи, дети заметят, с одной стороны, что погода разных лет различна, а с другой, что, несмотря на эти различия, записанные даты позволяют предвидеть, предсказать наступление того или иного сезонного явления в последующие годы.

Наряду с наблюдением местной погоды и местных сезонных явлений дети путём-чтения знакомятся с различными явлениями погоды и их значением для человека в других климатических районах нашей необъятной страны.

К понятиям, которыми дети овладевают в связи с ориентировкой на местности, относятся: линия гориз онта, горизонт и стороны горизонта — восток, юг, запад, север, различаемые с помощью видимого движения солнца по небесному своду.

В 3 классе учащимся даётся понятие о плане , как о чертеже, на котором изображено место, занимаемое предметом. В связи с этим дети получают понятие о масштабе , как замене крупной меры малой и об условных знаках, позволяющих распознавать на плане предметы, имеющие одинаковую величину и форму. Далее дети знакомятся с топографическим планом.

Дети усваивают перечисленные понятия не путём заучивания словесных определений, данных в готовом виде, а в результате конкретных представлений, получаемых в процессе наблюдений над природой и работы с наглядными пособиями в классе.

Опираясь на эти представления, учитель подводит детей к выделению существенных признаков изучаемых предметов, явлений и вместе с тем к установлению связи между физико-географическими понятиями и понятиями хозяйственной деятельности человека. Так, объясняя детям, что реки имеют большое значение для нашего хозяйства, что они снабжают водой населённые пункты, являются местом рыбной ловли, представляют собой дешёвый вид транспорта (сплав и судоходство), помогают орошать засушливые земли и дают электрическую энергию, учитель в то же время показывает, как человек воздействует на «жизнь» рек: расчищает и углубляет их русла с помощью землечерпалок, выпрямляет извилины рек, строит защитные сооружения на речных берегах, чтобы предохранить населённые пункты от затопления, перегораживает реки мощными плотинами, создавая при этом огромные водохранилища, соединяет отдельные реки каналами в единую водотранспортную сеть , и т. д.

В 3 классе учащиеся не только получают первоначальные понятия о плане, но и учатся читать его. Для этого дети предварительно упражняются в определении направлений на местности, обозначении направлений на чертеже, в измерении расстояний на местности, обозначении измеренных расстояний на чертеже с помощью масштаба, в черчении и чтении простейших прямоугольных планов, в работе с топографическим планом.

На каждом из этих этапов дети упражняются в решении соответствующих задач.

В 4 классе география вводится в качестве самостоятельного учебного предмета. В связи с этим значительно расширяется круг физико-географических представлений и понятий у детей, необходимых им для дальнейших занятий по географии в старших классах семилетней школы. В теме «Земной шар» дети изучают части света, океаны, тепловые пояса и подводятся к пониманию географического положения СССР.

В результате изучения второго раздела — «Краткий обзор СССР по физической карте» — дети должны не только знать пространственное размещение важнейших физико-географических объектов нашей родины, но также иметь о них образное представление. Так, например, попутно с рассмотрением на географической карте очертания и протяжённости морских и сухопутных границ СССР, дети читают или слушают рассказы учителя о транспортном и промысловом значении морей СССР, о жизни советских моряков, о бдительности и подвигах советских пограничников.

Затем детям даются представления и понятия о природных зонах СССР. При этом уделяется достаточное внимание элементам физической географии. Это соответствует постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. «О преподавании географии в начальной и средней школе».

Зональное рассмотрение СССР, более чем какое-либо другое, позволяет отбирать доступный для детей географический материал и излагать его живо, занимательно, в виде небольших очерков.

При зональном изучении СССР дети имеют дело с весьма небольшим числом рассматриваемых территорий и потому сравнительно легко овладевают их характеристиками.

Наконец, зональное изучение СССР, вполне посильное для детей, позволяет показать им на конкретных примерах разносторонние географические связи, а именно: а) взаимодействие между природной средой и хозяйственной деятельностью человека; б) причинное отношение между отдельными физико-географическими элементами (например, между климатом и режимом рек, между климатом и растительностью и т. д.).

Заканчиваются занятия по географии в 4 классе кратким политическим обзором СССР. В итоге прохождения этого раздела дети должны уметь показать на карте шестнадцать союзных республик, дать их сжатые характеристики, пользуясь тем фактическим материалом, который был изучен при прохождении природных зон.

Этот заключительный раздел программы позволяет детям осознать своё обширное и многонациональное отечество, как братский союз равноправных советских народов, вместе строящих коммунизм и вместе отражающих нападение врагов.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment