Тренировочные упражнения по теме Предложения.

Contents
  1. 1. Составить предложения из двух слов по схемам. (Логопед чертит на доске схемы предложений, состоящих из двух слов, разные по структуре.)
  2. 2. а) К словам, обозначающим предметы, подобрать слова, обозначающие действия.
  3. 3. Графические диктанты. Логопед называет предложение. Ученики чертят в тетрадях схему предложения. Затем подсчитывают количество получившихся предложений.
  4. 4. Отгадать загадки. Составить схемы первых трех предложений. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.
  5. 5. Ответить на вопросы предложениями, состоящими из трех слов.
  6. 6. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова. Найти главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.
  7. 7. Вставить пропущенные слова в предложения. Произнести предложения целиком. Назвать главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.
  8. 8. Прослушать стихотворение. Определить, сколько предложений в стихотворении.
  9. 9. Прослушать предложения и, если надо, исправить их.
  10. 10. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено.
  11. 11. Прослушать тексты, поднять карточку с точкой, если предложение закончено.
  12. 12. Игра «Получится — не получится». Логопед называет тему, например «Магазин», и дает установку учащимся: по вопросу придумать слово, а по сигналу назвать его. Например:

1. Составить предложения из двух слов по схемам. (Логопед чертит на доске схемы предложений, состоящих из двух слов, разные по структуре.)

2. а) К словам, обозначающим предметы, подобрать слова, обозначающие действия.

Произнести получившиеся предложения. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.

Весна.

Почки … . Травка … . Ручеек … . Снег … . Подснежник … .

б) К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения целиком. Поставить вопросы к каждому слову в предложении.

Осень.

Моросит . . . . Жухнет . . . . Желтеют . . . . Пронизывает . . . . Наступает. . . .

Зима.

Ударили … . Бушует … . Замерзли … . Метут … .

Лето.

Светит . . . . Сохнет . . . . Загремел . . . . Хлещет . . . .

3. Графические диктанты. Логопед называет предложение. Ученики чертят в тетрадях схему предложения. Затем подсчитывают количество получившихся предложений.

Образец :

screenshot 1
screenshot 3

Оживают деревья. Почки набухают. Проталинки обнажаются. Пробивается травка. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Ветер пронизывает. Моросит дождь. Трава жухнет. Желтеют листья. Птицы улетают. Наступают холода. Печет солнце. Стоит зной. Земля сохнет. Загремел гром. Сверкнула молния. Пошел дождь. Ударили морозы. Замерзли реки. Бушует ветер. Метут метели.

4. Отгадать загадки. Составить схемы первых трех предложений. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

***

Солнце печет.

Липа цветет.

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Переставить слова в первой и второй строчках. Прочитать получившиеся предложения. Ученики должны ответить на вопрос: нравится ли вам такое звучание загадок? Почему?

Снежок тает.

Лужок ожил.

День прибывает.

Когда это бывает?

***

Печет солнце.

Цветет липа.

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Затем ученикам предлагается еще раз прослушать загадку и сказать, какие слова рифмуются. (Снежок — лужок. Прибывает — бывает.)

5. Ответить на вопросы предложениями, состоящими из трех слов.

–            Кто учит детей?

–            Кто ведет поезд?

–            Кто охраняет лес?

–            Кто лечит животных?

–            Кто стрижет волосы?

–            Кого тащит лиса?

–            Кого зовет курица?

–            Кого поймали рыбаки?

–            Кого везет поезд?

–            Что несут туристы?

–            Что разожгли пионеры?

–            Что сушат колхозники?

–            Что строят строители?

–            Что слушали дети?

–            Чем подметают пол?

–            Чем моют руки?

–            Чем вытаскивают гвозди?

–            Чем едят котлеты?

6. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова. Найти главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.

Мама шьет … . Ежик тащит … . Мама зовет … . Птица поймала … . Воробей клюет … . Муравей тащит … . Машинист ведет …. Ласточка вьет . . . . Курица несет . . . . Портниха шьет

7. Вставить пропущенные слова в предложения. Произнести предложения целиком. Назвать главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы.

а) Ветер … деревья. Дождь … землю. Град … огурцы. Оля … ватрушки. Марина … журнал. Рита … кур. Саша … козу. Верблюд … колючки. Обезьяна … бананы. Снег … поля.

б) … пасет стадо. … помогают малышам. … читает газету. … стирает белье. … взвешивает продукты. … выбивает чеки. … лечит больного. … пишет письмо. … разносит письма. … созывает цыплят.

8. Прослушать стихотворение. Определить, сколько предложений в стихотворении.

В каждом предложении выделить главные слова, поставить к ним вопросы.

Вот настала осень.

Часто дождь идет.

Солнце мало греет.

Ветер листья рвет.

9. Прослушать предложения и, если надо, исправить их.

Собака грызет капусту. Заяц грызет кость. Каменщик строит гнездо. Аист строит дом. Рыбак плетет паутину. Паук плетет сети. Корова дает щетину. Свинья дает молоко. Волк ищет нефть. Геолог ищет добычу.

10. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено.

Зрители смотрят . . . . Часы остановились. Поезд прибыл. Коршун схватил … . Космонавты приземлились. Дождик смочил … . Ветер сломал . . . . Вишни созрели. Журчит ручеек. Птицы собираются . . . . Почтальон принес . . . . Снег покрыл . . . .

11. Прослушать тексты, поднять карточку с точкой, если предложение закончено.

(Логопед произносит предложения с правильной интонационной законченностью.)

День рождения.

У Марины гости. Ей сегодня исполняется десять лет. Бабушка испекла пирог. Папа купил конфеты. Дедушка принес фрукты. Подруги подарили Марине книги.

Дежурные.

Сегодня дежурит наша звездочка. Польют цветы Коля и Маша. Вымоет доску Рита. Пол подметет Алеша. Всем найдется работа.

Запасливый еж.

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду еж находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки Еж складывал яблоки в норке. Он заготавливал корм на зиму.

12. Игра «Получится — не получится». Логопед называет тему, например «Магазин», и дает установку учащимся: по вопросу придумать слово, а по сигналу назвать его. Например:

кто? что делает? что? (придумывает Саша) (придумывает Лена) (придумывает Митя)

По сигналу логопеда учащиеся поочередно называют придуманные слова, затем предложение произносится целиком и ученики решают, получилось предложение или не получилось. Постепенно в игру включаются все дети. Можно использовать темы: «Зоопарк», «Школа», «Больница» и т. п.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment