Фонетический разбор проводится во всех начальных классах, начиная с первого. В 1 классе дети выделяют звуки из слов живой речи, распознают гласные и согласные звуки (мягкие и твёрдые), подчёркивают в написанном слове гласные и согласные, делят устно и письменно слова на слоги, разлагают слоги на звуки.
Умение отчётливо различать отдельные звуки в слове играет важную роль для развития навыка письма без пропуска букв.
Во 2 классе дети, кроме того, выделяют устно ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, обозначают значком в написанном слове буквы, соответствующие ударным звукам, подчёркивают безударные гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные, сопоставляя их в произношении и в письме, замечая случаи соответствия и несоответствия буквы звуку.
Упражнение в устном и письменном выделении глухих и звонких звуков и соответствующих им букв поможет детям осознать необходимость проверки написания глухих согласных (в слове травка слышится глухой звук ф, а пишется буква в, соответствующая звонкому звуку, в слове дорожка слышится глухое ш, а пишется ж, обозначающее звонкий звук). Упражнение в выделении в слове ударных звуков, обозначение их значком в написанном слове, умение переносить ударение с одной части слова на другую в однокоренных словах играет важную роль в обучении правописанию безударных гласных.
Такой же фонетический разбор должен проводиться в 3 и 4 классах, где продолжается обучение правописанию безударных гласных в корнях слов на более сложном словарном материале, изучается правописание безударных окончаний существительных и прилагательных, правописание приставок и некоторых суффиксов.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова