Чтобы выставить ученику оценку за четверть учебного года, учитель должен принять во внимание все отметки, полученные им в этой четверти. Наиболее полноценной и правильной будет та отметка, которая выставляется с учетом всей учебной деятельности ученика за истекший период и главным образом, как указывается в Инструктивно-методическом письме Министерства просвещения, с учетом отметок, полученных по повторительным, обобщающим, итоговым проверкам учебного материала.
Итоговая проверка и оценка должна проводиться по определенной системе, которая может быть охарактеризована в общих чертах следующим образом.
- В начале первой четверти учебного года в каждом классе (за исключением первого) повторяется материал предыдущего года и после повторения проводится по этому материалу контрольная работа.
- Затем проводится учет по каждой новой теме. Здесь возможен фронтальный и индивидуальный опрос каждого учащегося, письменные контрольные работы обобщающего характера, выполнение практических заданий (по измерению, построению, по вычислению на счетах и др.).
- Далее возможна проверка знаний отдельных учеников, которые восполняли свои пробелы в текущем учебном материале.
- На основе результатов такой проверки учитель может выставить ученику объективную отметку за первую четверть.
- В каждой из остальных четвертей проверка в основном осуществляется по указанной системе. Кроме того, в четвертой четверти добавляется еще итоговая проверка по материалу всего учебного года, подкрепляемая фронтальной проверкой.
- По каждой теме ученик может иметь примерно одну — три отметки за устный ответ, одну отметку за письменную контрольную работу, несколько отметок за кратковременные работы (работы-летучки) и математические диктанты.
Таким образом, отметка за четверть должна выставляться на основании отметок за каждую тему, а в отдельных случаях и отметки по тому разделу, по которому имелись у ученика пробелы. При выставлении отметки за год необходимо учитывать и ту отметку, которую ученик получил в процессе заключительного повторения.
Система проверки и оценки знаний учащихся I класса отличается от системы для II—IV классов. В I классе, как сказано выше, в начале первой четверти учебного года учитель проверяет, вернее, направляет каждый шаг ученика, но оценок не ставит, а лишь постепенно подготавливает учащихся к ним. В 210-й школе Ленинграда учителя в течение добукварного периода заменяют отметки «крестиком» (+), когда ученик справляется с работой, и «черточкой» (-), когда он не справляется с работой, и в то же время делают доступные для детей пояснения достоинств и недостатков их работ. Таким образом учителя постепенно доводят до сознания детей объективное значение отметки, которую они вводят примерно после ознакомления детей с числами первого десятка.
Здесь, в I классе, выступает на первый план индивидуальная работа учителя с отдельными учениками, различными по скорости овладения навыками.
Индивидуальная работа строится в соответствии с характером пробелов и недостатков в знаниях ученика, с учетом его индивидуальных особенностей, и при этом применяются различные приемы: по отношению к одним — усиление проверки, к другим — временное прекращение проверки и отсрочка оценки знаний отметкой, к третьим — дополнительная проверка во внеурочное время и др.
Так делается в I и II классах. Усиление индивидуальной работы с детьми неизменно повышает учебно-воспитательный эффект учета знаний.
Для некоторых детей особенно полезна отсрочка оценки их знаний отметкой. Не ставя сразу плохой отметки и поощряя малейшее продвижение, учитель укрепляет веру ученика в свои силы и возбуждает желание хорошо учиться. Для таких детей весьма полезной является дополнительная проверка во внеурочное время, так как она помогает вскрыть истинные причины затруднений детей и уточнить пути ликвидации этих затруднений.
Индивидуальная работа с учениками, средними по успеваемости, в основном направлена на повышение качества их знаний и на усиление воспитательной работы, посредством раскрытия перед ними возможностей учиться хорошо и отлично.