Рисование с натуры в начальных классах

risovanie s natury v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Рисование с натуры является основным видом работы. В основе рисования с натуры должно быть наблюдение рисуемого предмета. Учитель приносит в класс предмет, показывает его детям и организует наблюдение.

При этом учитель обращает внимание детей на характерную форму предмета, на его части и на форму частей, а при рисовании цветными карандашами или акварельными красками — на цвет предмета. К анализу формы строения и цвета натуры (рисуемых объектов) привлекаются и сами дети.

После наблюдения и анализа учитель ставит предмет на определённое место. Дети смотрят на него и рисуют. Учитель может взять в руки предмет, подойти к тому или другому ученику, повернуть предмет, если это необходимо для лучшего наблюдения и дачи объяснения. Закончив объяснение, учитель ставит предмет на место, для того чтобы весь класс имел возможность хорошо видеть его при рисовании.

В 1 кл а с с е , как правило, дети начинают рисунок обычным простым карандашом и заканчивают его цветными карандашами или акварельными красками.

Порядок выполнения рисунка следующий: рисование начинается тонкими линиями, без нажима; после того как основная форма будет передана правильно, детям разрешается заканчивать рисунки в цвете.

В 1 классе проводится рисование с натуры отдельных предметов, преимущественно прямоугольных. Если дети рисуют два-три предмета, то сначала они рисуют один предмет, затем другой и третий. Рисунки выполняются крупно, но с таким расчётом, чтобы на одной странице обычной тетради для рисования могли поместиться два-три рисунка.

При рисовании предметов с натуры от учащихся 1 класса не следует требовать перспективных сокращений форм предметов,

Так, например, портфель дети рисуют в вертикальном положении, как показано на рисунке.

Во 2 классе обращается внимание на более точную передачу в рисунках формы и цвета предметов. В этом классе следует добиваться более внимательного наблюдения и анализа формы и цвета предмета. Внимание учащихся должно быть обращено на отношение размеров предмета (ширина и высота).

 

В начале занятий наблюдение натуры проводится под непосредственным руководством учителя. Постепенно дети должны научиться самостоятельно наблюдать и анализировать натуру и путём повторных наблюдений во время рисования сравнивать свои рисунки с натурой и вносить необходимые поправки или уточнения рисунков.

В о 2 кл ас се дети рисуют более сложные прямоугольные предметы, а также предметы, по своей форме сходные с эллипсисом и овалом.

Рисунки выполняются карандашом, без передачи светотени.

Как и в предыдущем классе, рисуя предметы с натуры, дети начинают работу карандашом и заканчивают красками. Во 2 классе ставится задача передачи в рисунках характерного цвета предмета.

Урок рисования отдельных предметов с натуры в 1 и 2 классах проводится примерно по следующему плану:

1.   Учитель приносит в класс предмет, который нужно нарисовать, показывает его детям и в беседе выясняет следующее:

а)    какова общая форма предмета (круглая, продолговатая и т. д.);

б)    из каких частей состоит предмет;

в)    какого цвета предмет (красный, зелёный, коричневый и т. д.).

2.   Закончив анализ, учитель ставит предмет на видное место и показывает (рисует) на доске последовательность выполнения рисунка, поясняя, как нужно расположить рисунок на бумаге.

3.   Учитель стирает с доски сделанные им рисунки и предлагает детям приступить к рисованию.

4.   Во время выполнения рисунка учитель обходит парты и даёт детям необходимые указания. Если предварительный рисунок карандашом сделан правильно, учитель предлагает детям закончить работу цветными карандашами или акварелью.

5.   В конце урока учитель показывает наиболее удачные рисунки детей и отмечает их положительные стороны.

Начиная с 3 кл асс а , рисование предметов производится с определённой точки зрения. Дети рисуют натуру со своих мест так, как они её видят. При этом натура (в отличие от методов занятий в предыдущих классах) оставляется неподвижной.

В этом классе учащиеся должны усвоить зависимость видимой формы предмета от его положения по отношению к рисующему: выше или ниже уровня зрения рисующего.

 

Основная задача рисования с натуры в 3 классе — научить детей изображать объёмную форму отдельных предметов. Моделями для рисования

с натуры служат разнообразные предметы цилиндрической формы (банка, чашка, кружка и т. п.), а также наиболее простые предметы, ограниченные плоскими поверхностями (ящики, шкатулки и пр.). При этом перед учащимися ставится задача изображения с натуры предметов с учётом явлений перспективы — различной степени сужения круга.

 

Рисунки выполняются карандашом, вначале в виде быстрых зарисовок (набросков). После ряда таких зарисовок предметов с натуры учащиеся выполняют рисунки более детально. При этом вначале делают набросок линейно, вносят необходимые поправки, сравнивая рисунок с натурой, а затем рисунок заканчивают передачей светотени.

 

В 3 классе, наряду с рисованием отдельных предметов, проводится также рисование несложных групп предметов.

Во время рисования отдельных предметов дети усваивают видимую форму одного предмета и передают её в своих рисунках. При рисовании группы предметов возникает новая изобразительная задача.

Рисуя группу предметов, дети на основе наблюдения устанавливают, какой из поставленных предметов больше, какой — меньше; затем, какой из них ближе и какой дальше. Выполняя ряд таких заданий, они должны усвоить правила передачи в рисунках ближних и дальних предметов. При этом следует объяснить и показать детям на классной доске, как изображаются два предмета, один из которых ближе к рисующему, а другой — дальше (основание ближнего предмета следует рисовать на листе бумаги ниже, чем основание дальнего).

Урок рисования с натуры в 3 классе проходит примерно через следующие последовательные ступени:

1.   Учитель, поставив в нескольких местах класса предметы для рисования, обращает внимание детей на общую форму предмета, на форму его частей (например, у кринки верх цилиндрической формы, а низ шарообразной
— суживающийся книзу) и на пропорцию (соотношение величин, например у кринки высота в два раза больше ширины).

2.   Затем учитель показывает на доске, как дети видят со своих мест поставленный предмет, и последовательно выполняет рисунок.

3.   Рисунок стирается, и дети рисуют поставленные предметы самостоятельно.

 

4.   После выполнения контура рисунка учитель предлагает внимательно посмотреть на то, как освещены поставленные предметы, какая часть предмета освещена и какая — в тени, и передать это в своих рисунках так, чтобы предметы в рисунках также получились объёмными.

Так же примерно строятся уроки и в 4 классе.

Учебные задачи рисования с натуры для 4 клас с а остаются те же. В этом классе усложняются лишь формы моделей и расширяется их подбор.

В круг объектов, которые должны рисовать дети в 4 классе, включаются растения, птицы (с чучел) и объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической, конической формы.

При рисовании с натуры в 4 классе ставится задача: научить видеть и передавать характерные оттенки цвета отдельных предметов на свету и в тени.

В 4 классе должно быть обращено внимание на прочное усвоение учащимися последовательности выполнения рисунка: размещение на листе бумаги общей формы отдельного предмета или группы предметов, затем более детальная зарисовка форм предметов и окончание рисунка с передачей света и тени или, если работа должна быть закончена в цвете, — характерного цвета предметов, с учётом источника света. Указанные этапы выполнения рисунка учитель показывает на классной доске или на большом листе бумаги. При этом очень важно фиксировать внимание детей на первом этапе работы, в особенности, когда ставится задача изображения группы предметов.

Успех обучения рисованию с натуры во многом зависит от правильной постановки предмета или группы предметов перед классом.

Постановка натуры в обычных условиях класса, когда дети рисуют сидя за партами, должна удовлетворять двум основным требованиям: предметы необходимо ставить достаточно близко к рисующим, чтобы они могли отчётливо видеть форму, строение и цвет предметов; предметы нужно ставить немного ниже уровня зрения учащихся, чтобы во время рисования отдельных предметов была видна их объёмная форма (например, форма горлышка), а при рисовании групп предметов — и их расположение на плоскости подставки — ближе и дальше.

Для выполнения этих двух условий необходимо ставить не один предмет на весь класс, а два-три одинаковых предмета в различных местах класса. Например, один предмет (банка, кувшин) ставится против среднего ряда парт у стены, а два других предмета ставятся в середине класса, между рядами парт.

Подставками для натуры могут быть обычные табуреты, если удлинить их ножки до уровня парт.

Желательно позади поставленных предметов устроить светлый однотонный фон (из бумаги, картона или фанерной доски) для большей чёткости формы строения и цвета натуры.

В отдельных случаях, например для наблюдения сужения круга, предмет может быть поставлен ниже уровня зрения учащихся, затем несколько выше (подкладывают под него ящик или толстые книги) и, наконец, немного выше уровня зрения. Если натуру ставить, как правило, выше уровня зрения учащихся, то объёмная форма предметов, их пропорции и расположение в пространстве не будут видны учащимся.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment