Правильное чтение является одним из условий сознательного чтения. Основы правильного чтения закладываются ещё в процессе первоначального обучения грамоте. Развитие твёрдого навыка слогового чтения предупреждает в дальнейшем поверхностное усвоение ребёнком внешней формы слов при чтении, ведущее к их искажению и непониманию. Поспешный переход учителя от слогового чтения к чтению целыми словами является основной причиной появления у детей ошибок при чтении. Развитие навыка правильного чтения во многом зависит от внимания учителя к предупреждению ошибок и работы над ними. Один из приёмов предупреждения ошибок при чтении в младших классах заключается в предварительном чтении трудных слов. Наметив такие слова, учитель сначала разбирает с учащимися их смысл; затем дети под руководством учителя складывают слова из букв разрезной азбуки, читают их по слогам, затем читают в тексте. Как способ предупреждения ошибок на первой ступени обучения, когда учащиеся уже начинают читать плавно, используется предварительное чтение по слогам вслух наиболее трудных слов.
Приёмы работы над ошибками и недочётами чтения находятся в прямой зависимости от их характера.
Разнообразные ошибки, допускаемые детьми в чтении, можно в основном разбить на три группы; искажение слова, неправильные ударения, ошибки, связанные с недостатком произношения. При искажении слов полезно заставить ученика прочитать слово правильно и объяснить его смысл. Если ученик заменил слово похожим по начертанию или сходным по смыслу, то надо указать на невозможность такой замены, искажающей смысл прочитанного, и заставить ученика исправить свою ошибку.
Неправильность ударения в слове, связанная с местным говором, исчезает постепенно, по мере овладения детьми литературной речью. Незнакомые детям слова в ряде случаев целесообразно разобрать в предварительной беседе, знакомя детей со смысловым значением слова различными способами: разъяснением, показом предмета, наглядного пособия и пр.
Особую группу составляют ошибки, связанные с недостатками произношения. Одни из них вызываются неисправностью речевого аппарата ребёнка (шепелявость, картавость и т. п.), другие обусловливаются местным произношением. Во всех случаях необходимо как можно чаще упражнять детей в произношении слов, в которых они допускают ошибки. Особенно же следует обратить внимание на нарушение детьми правил литературного произношения, например ученик читает так, как написано: что вместо што, чего вместо чево, доброго вместо доброва и т. п. Этот вид ошибок очень распространён среди учащихся начальной школы. Только путём постоянного напоминания и упражнений учитель добивается того, чтобы дети правильно читали и произносили такие слова.
Существуют различные мнения по вопросу о том, как должно протекать исправление ошибок на уроке. Одни считают, что ученика, сделавшего ошибку, следует остановить тотчас и заставить перечитать слово, в котором сделана ошибка; другие полагают, что нельзя останавливать ученика, пока он не закончит предложения, а иные идут ещё дальше, не считая возможным останавливать ученика раньше, чем им будет прочитан законченный отрывок. Расходятся мнения и в вопросе об участии класса в исправлении ошибок чтения. Некоторые учителя предлагают детям, слушая чтение вызванного товарища, запоминать замеченные ошибки и по окончании чтения небольшого отрывка по вызову учителя указывать их. Другие находят такой приём исправления ошибок вредным и сами фиксируют ошибки, сделанные учеником.
Решение вопроса о том, когда целесообразно исправить ошибку ученика, зависит от характера ошибки: если ошибка, допущенная учеником, искажает смысл всего предложения, следует исправить её тотчас; если ошибка вызвана торопливостью чтения и не ведёт к искажению смысла, надо напомнить ученику о необходимости читать медленнее и заставить перечитать ошибочно прочитанное слово по окончании чтения предложения. Тотчас же надо исправлять ошибки в произношении, связанные с местным говором или с недостатками литературного произношения. Исключение приходится делать в тех случаях, когда ученик выразительно читает стихотворение, басню или отрывок художественной прозы: чтобы не нарушать целостности эстетического восприятия слушающих и эмоциональности чтения, ошибки, если их немного, отмечаются после чтения. Участием класса в исправлении ошибок не следует злоупотреблять: надо иметь в виду, что фиксирование ошибок отвлекает учащихся от содержания читаемого, поэтому это участие может быть полезно лишь тогда, когда дети уже хорошо разобрались в содержании текста, т. е. при одном из повторных чтений.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова