Особенности детского организма в начальных классах

osobennosti detskogo organizma v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Основная особенность детского организма заключается в том, что это организм растущий , развивающийся .

Обмен веществ в организме ребёнка происходит таким образом, что процессы накопления вещества (ассимиляции) преобладают над процессами разложения (диссимиляции). В результате этого происходит непрерывный рост, т. е. умножение живого вещества.

Процессы роста, происходящие в организме ребёнка, сопровождаются значительным усилением обмена. Для того чтобы расти, ребёнок должен вводить в себя относительно большие количества пищи, большие количества кислорода воздуха, чем этого требует организм взрослого при том же образе жизни. Расход тепла у ребёнка, а в связи с этим и общий расход энергии, интенсивнее, чем у взрослого.

В зависимости от сравнительно более интенсивного обмена веществ у ребёнка увеличивается и нагрузка на системы и органы, рост и формирование которых ещё не закончилось.

Полость желудочно-кишечного тракта у ребёнка по сравнению с полостью взрослого относительно меньше, чем это соответствовало бы количеству пищи, необходимой ребёнку в связи с повышенным обменом. Ёмкость желудка у ребёнка восьмилетнего возраста примерно вчетверо меньше, чем у взрослого, в то время как пищевая потребность ребёнка этого возраста составляет примерно не менее 3/4 потребности взрослого. Поэтому ребёнок должен получать пищу чаще, чем взрослый, но относительно меньшими порциями. Если взрослому достаточно в день трёх приёмов пищи, то ребёнок младшего школьного возраста должен получать пищу не реже четырёх раз. В случае перегрузки кишечника разовым приёмом пищи (при беспорядочном питании) ребёнок страдает от этого больше, чем взрослый. Вообще у ребёнка кишечник более чувствителен и менее защищён против различного рода заболеваний, чем у взрослого.

В младшем школьном возрасте продолжается ещё процесс смены молочных зубов, заканчивающийся только к 12 — 14 годам. Молочные зубы отличаются большей хрупкостью по сравнению с постоянными и легко заболевают при неправильном питании и плохом уходе. В большинстве случаев зубные болезни, которыми страдают взрослые, получают своё начало именно в детстве.

Лёгкие ребёнка обладают недостаточной эластичностью. Вес лёгких у 12-летнего ребёнка вдвое меньше веса лёгких у взрослого. Среднее содержание воздуха в грудной клетке ребёнка меньше, чем у взрослого человека. А между тем в связи с процессом роста организма ребёнок нуждается в сравнительно большем количестве воздуха, потребного для газообмена в лёгких, чем взрослый. Ребёнок потребляет относительно больше кислорода и выделяет больше углекислоты. Поэтому ему приходится дышать значительно чаще, чем взрослому: 20 — 22 раза в минуту, тогда как у взрослого человека число дыханий обычно равно 16.

Количество крови у ребёнка сравнительно меньше, чем у взрослого. Между тем в связи с повышенным обменом веществ кровь у ребёнка доставляет лёгким углекислоты большее количество, чем у взрослого. Поэтому пульсовой объём у ребёнка меньше, а частота пульса больше, чем у взрослого. В младшем школьном возрасте пульс у ребёнка в спокойном состоянии достигает 90 ударов в минуту (против 70 — 80 у взрослых). Детское сердце обладает большой жизнестойкостью, потому что оно не переносило ещё действия тяжёлых расстройств, хронических отравлений и т. д. Большое значение имеет также лучшее питание сердечной мышцы вследствие большего просвета сосудов и более быстрого кровообращения.

Неблагоприятным для работы сердца в детском возрасте является то обстоятельство, что нервный аппарат, регулирующий работу сердца, у ребёнка является ещё недоразвитым. Нервные узлы сердца развиваются только к 12 годам; задерживающие центры в мозгу развиты слабо. Поэтому у детей легко нарушается ритм сердечной деятельности. Детское сердце легко возбуждается от незначительных причин.

Состав крови у детей имеет ряд особенностей. Кроветворная деятельность в детском возрасте является недостаточно устойчивой и при неблагоприятных условиях легко нарушается. Общеизвестно, как часто заболевают малокровием и другими болезнями крови дети, лишённые свежего воздуха, полноценной пищи и т. д. Даже сравнительно небольшие нарушения в питании или воздушном режиме, не вызывающие у взрослого никаких видимых последствий, у детей могут явиться причиной резкого малокровия.

Почка ребёнка к 12 годам достигает по весу только 2/3 почки взрослого. Относительно меньше также и полость мочевого пузыря. А между тем детский организм получает воды по отношению к весу тела больше, чем взрослый, и соответственно этому должен также отдавать больше воды. Но нагрузка детских почек уменьшается благодаря тому, что поверхность кожи, которая также обладает выделительными функциями, у детей ввиду их малого роста относительно больше (по отношению к массе тела), чем у взрослых. Кроме того, вентиляция лёгких, через которые также выделяется вода в виде водяных паров, у ребёнка происходит энергичнее, чем у взрослого. Таким образом, как лёгочный, так и кожный пути у ребёнка используются для выделения жидкости в гораздо большей степени, чем у взрослого.

Кожа у ребёнка отличается большей тонкостью и чувствительностью. Эти особенности кожи, наряду с уже упоминавшейся интенсивностью её выделительных функций, определяют важность укрепляющих кожу солнечно-воздушных и водных процедур, а также всех мероприятий по поддержанию кожи в чистоте, по очищению всех её пор и отверстий, выводных протоков, выделительных желез.

В младшем школьном возрасте процессы окостенения, т. е. замены хрящевой ткани костной, только заканчиваются. Кости в силу этого остаются ещё мягкими и податливыми. Благодаря податливости и эластичности сопротивляемость детского костяка травмам значительно выше, чем у взрослого. Этим объясняется относительная редкость перелома костей в детском возрасте, несмотря на частые падения и ушибы.

Формирование нормальной кривизны позвоночника к первому школьному возрасту ещё не закончено. В связи с этим костяк ребёнка при неблагоприятных условиях легко поддается различным деформациям. Поэтому и забота о правильной осанке, правильной позе в этом возрасте приобретает чрезвычайно большое значение.

Мускулатура ребёнка находится в состоянии формирования. Особенно отстают в развитии мышцы кисти рук. Этим объясняется лёгкая утомляемость детей первых годов обучения при занятии письмом. Неокрепшая мускулатура ребёнка недостаточно приспособлена к выполнению работ, связанных со статическим (неподвижным) положением тела. Поэтому детям этого возраста трудно перенести продолжительное стояние или сидение. Подвижная же деятельность утомляет ребёнка значительно меньше, чем взрослого. Происходит это потому, что мышечная работа, производимая для передвижения собственного тела, играет в общем обмене веществ ребёнка относительно меньшую роль, чем у взрослого. Ребёнок расходует на свои движения гораздо меньшее количество энергии по отношению к основному обмену, чем взрослый человек. Этим и объясняется тот общеизвестный факт, что школьник младшего возраста может в течение целого дня находиться в неутомимой подвижной деятельности, что совершенно невозможно для взрослого. Все суставы ребёнка отличаются значительно большей подвижностью, чем у взрослого.

Нервная система у детей отличается большей возбудимостью, преобладанием процессов возбуждения над процессом торможения. Благодаря слабому развитию тормозной деятельности коры головного мозга, эмоции ребёнка чрезвычайно легко выявляются в двигательных реакциях — ребёнок ещё плохо владеет собой, не умеет себя сдерживать.

Нервная система ребёнка находится в стадии формирования. Поэтому она отличается меньшей устойчивостью и более быстрой утомляемостью по сравнению со взрослым.

Железы внутренней секреции играют большую роль в организме ребёнка в качестве регуляторов обмена, роста и развития. В младшем школьном возрасте заметное влияние оказывает передняя доля мозгового придатка (гипофиза) — она регулирует рост скелета, процессы окостенения, развитие половых органов. В этом возрасте также усиливается и деятельность щитовидной железы. Она оказывает существенное влияние на основной обмен и на возбудимость центральной нервной системы. Специфические вещества, выделяемые щитовидной железой, оказывают сильное возбуждающее действие на питание и рост многих органов и тканей. Особенно сильно влияние щитовидной железы в детском возрасте на рост костей верхних и нижних конечностей, на своевременное и правильное прорезывание зубов и их устойчивость, на кроветворную деятельность костного мозга, на питание кожи, волос, ногтей, на рост и деятельность половых желез.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment