Организация практических работ на участке и методика их проведения в начальных классах

organizacziya prakticheskih rabot na uchastke i metodika ih provedeniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

На пришкольном участке должны работать все учащиеся данного класса. Каждый ученик должен посеять небольшое количество растений (например, 4—5 поперечных рядков моркови, 5—6 клубней картофеля), ухаживать и вести наблюдения за ними в течение всего сезона, вплоть до уборки осенью.

Практические работы на пришкольном участке и связанные с этим беседы и объяснения учителя проводятся как уроки естествознания, фронтально со всем классом.

Работы же, связанные с постановкой дополнительных опытов, проводятся во внеурочное время силами отдельных учащихся или членами кружка юных мичуринцев. Для постановки каждого опыта следует организовать небольшую группу в 3—5 человек. Эта группа под руководством учителя проводит весь опыт, время от времени знакомя класс с ходом и результатами своей работы.

Во внеурочное время могут также проводиться и некоторые практические работы (например, полка), начатые на уроке, но не оконченные из-за недостатка времени.

Урок на пришкольном участке, с одновременным выполнением практических работ всеми учащимися, имеет следующие особенности, которые учитель должен учесть.

1.   Всякий урок на пришкольном участке состоит из двух частей — те о – ретиче ской и практической . Обе части одинаково важны и взаимно дополняют друг друга. Умелое сочетание теоретического изучения и практических работ — основное условие хорошего урока на участке.

2.   При планировании теоретической части урока учителю необходимо точно установить, какие знания должны усвоить дети на данном уроке, к каким выводам, важным для понимания мичуринского учения, их следует подвести.

3.   Теоретическая часть урока должна проводиться на основе предметной наглядности, с тщательным изучением материала. Например, посеву семян должно предшествовать внимательное рассмотрение их каждым учащимся.

4.           В конце урока надо выделить время на закрепление знаний.

5.   При планировании практической части урока надо по возможности точнее установить, сколько времени потребуется на практическую работу. В среднем практическая работа должна занимать от 10 до 20 минут. Необходимо также установить, какие практические умения дети должны приобрести на уроке.

6.   Самостоятельной практической работе детей должны предшествовать подробные указания.

Расставив детей, учитель рассказывает и показывает им, как надо проводить работу. Затем вызывает одного-двух учащихся и заставляет их проделать работу. Только после этого, убедившись, что дети усвоили, как надо работать, учитель разрешает приступить к работам.

7.   Большое значение имеют хорошая подготовка к уроку необходимого инвентаря, внимательное продумывание всех деталей практической работы и правильная расстановка учащихся во время работы.

8.   Во время практических работ учитель должен наблюдать за работами и контролировать их выполнение.

9.   При проведении уроков на пришкольном участке следует тщательно экономить время, помня, что на уроке необходимо провести и практические работы, и теоретическое изучение материала, и уделить часть времени на повторение и закрепление.

Приведём несколько примерных планов уроков.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment