Работа над новым материалом. В качестве подготовки к введению новых терминов полезно включить в устные упражнения составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. Учитель дает на доске два схематических рисунка по образцу, данному на странице 5 (но с другими числами), и предлагает составить задачи, которые можно проиллюстрировать с помощью этих рисунков. По предложенным учениками задачам составляются выражения, и учитель записывает их под каждой схемой (под диктовку учащихся).
Далее учитель предлагает детям прочитать по-разному запись 5 + 3 (К пяти прибавить три, пять плюс три, пять да три, пять увеличить на 3) и сообщает, что в математике принято называть эту запись суммой чисел 5 и 3, а запись 7 — 2 разностью чисел 7 и 2. Если мы выполним указанные действия, например 5 + 3, то узнаем, чему равна сумма чисел 5 и 3. Она равна 8. Аналогично, выполнив вычитание 7 — 2, мы узнаем, чему равна разность чисел 7 и 2. (Она равна 5)
После этого полезно предложить несколько примеров на сложение и вычитание (на доске). Пусть дети прочитают и вычислят все суммы, а затем разности.
Для закрепления проводят работу по с. 5 учебника (рассматривают рисунки и подписи под ними, устно выполняют упражнение 1).
Работа над пройденным материалом.
1. Проверка усвоения нумерации в пределах 20. Ее можно организовать в форме математического диктанта, для проведения которого каждый ученик получает заранее заготовленные учителем полоски бумаги, на которых записаны числа от 10 до 20. Диктант включает задания:
1) Обвести кружком число, которое называют при счете перед числом 15, перед числом 20.
2) Подчеркнуть число, которое называют при счете после числа 16, 9.
3) Подчеркнуть красным карандашом число, которое получится, если увеличить на 1 число 15, 11.
4) Обвести красным кружком число, которое получится, если уменьшить на 1 число 12, 19.
2. Повторение сложения и вычитания в пределах 10 в случаях вида ± 1, ± 2. Игра «Лесенка».
Игра Лесенка
Можно дать две такие лесенки. Для решения примеров можно вызвать двух или четырех учеников, а можно организовать работу в форме эстафеты, когда представители каждой команды решают по очереди по одному из примеров.
3. Повторение приемов сложения и вычитания в пределах 10 в случаях вида ± 3, ± 4. Начать с повторения состава чисел 2, 3, 4 (можно в форме игры «Угадайка», когда учитель показывает карточку, на которой записан пример на сложение с ответом 4, а дети угадывают, какой пример на ней записан).
Затем по рисункам упражнения 2 повторяют, как удобно прибавить 3 (4) по частям, и решают примеры первых двух столбиков с записью на доске и в тетрадях.
Далее дети рассматривают иллюстрацию к упражнению 3 и объясняют по ней, как можно прибавить (вычесть) число 3 или 4, используя ряд чисел.
Для самостоятельной работы предложить упражнение 2 (III и IV столбики) и письмо цифр (по заданию учителя) .