Объяснительное чтение художественных произведений в начальных классах

Уроки объяснительного чтения многообразны как по содержанию, так и по форме. Тем не менее вполне возможно выделить две основных группы уроков: это уроки чтения научно-популярных или «деловых» статей  и уроки чтения художественных произведений.

Особенности художественного произведения — в исключительной силе эмоционального воздействия его на читателя. Читая художественные произведения, мы переживаем радости и горести его героев. Образы художественного произведения глубоко волнуют нас, вызывая самые разнообразные чувства. Художественные произведения зовут к борьбе за лучшие идеалы человечества. В этом их огромное воспитательное значение. Вместе с этим художественные произведения, отражая различные стороны жизни, расширяют кругозор и обогащают читателя знаниями.

Задача чтения художественных произведений в школе заключается в том, чтобы научить детей воспринимать и понимать художественное произведение ярко и полно, направлять мысли детей так, чтобы в процессе чтения у них формировалось коммунистическое отношение к тому, что изображено в произведении.

На уроках объяснительного чтения учитель сочетает полноту и всесторонность разбора читаемого произведения с силой непосредственного эмоционального воздействия художественных образов на детей. Развивая мысль о том, что дети должны не только понять, но и прочувствовать художественные произведения, Ушинский писал: «Эти два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, второе, чтобы дети его прочувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны впечатление на чувство возможно лишь тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно».

Очень важно, чтобы дети, читая художественные произведения, научились воспринимать все его стороны. Этой цели служат многообразные методические приёмы, применяемые учителем на уроках объяснительного чтения. При всём многообразии видов и форм объяснительного чтения, всё же можно говорить о некоторых общих, типичных чертах построения и методики уроков чтения художественных произведений.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment