Уроки объяснительного чтения многообразны как по содержанию, так и по форме. Тем не менее вполне возможно выделить две основных группы уроков: это уроки чтения научно-популярных или «деловых» статей и уроки чтения художественных произведений.
На уроках объяснительного чтения учитель сочетает полноту и всесторонность разбора читаемого произведения с силой непосредственного эмоционального воздействия художественных образов на детей. Развивая мысль о том, что дети должны не только понять, но и прочувствовать художественные произведения, Ушинский писал: «Эти два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, второе, чтобы дети его прочувствовали, на практике часто противоречат одно другому. Длинные подробные объяснения поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой стороны впечатление на чувство возможно лишь тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно».
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова