О работе в двухкомплектной и однокомплектной. школах в начальных классах

o rabote v dvuhkomplektnoj i odnokomplektnoj shkolah v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

В двухкомплектной школе, как известно, учитель ведёт одновременно два класса, в однокомплектной — три и даже четыре. Хотя количество учащихся в этих школах небольшое (на одного учителя, обычно приходится не более тридцати учеников), тем не менее одновременная работа с двумя, тремя или даже четырьмя классами представляет для учителя, особенно начинающего, несомненно, большие трудности.

Основная педагогическая задача, которая ставится перед учителем, работающим с несколькими классами, заключается в том, что он должен полностью выполнить установленные для школы учебный план и программы так же, как и учитель, работающий с одним классом. Некоторые думают, что эта задача неразрешимая. Нельзя, говорят они, в условиях работы с двумя классами пройти полностью программы, имея на непосредст-вен- ную работу с детьми фактически половину того учебного времени, которое имеет учитель, работающий с одним классом.

Однако такого рода утверждения опровергаются практикой двухкомплектных и однокомплектных школ. В прошлом земские начальные школы были почти исключительно двухкомплектными и однокомплектными, и тем не менее многие из них, как известно, неплохо справлялись со своими задачами. В наше время мы знаем немало таких двухкомплектных и однокомплектных школ, которые по результатам своей работы не только стоят на уровне хороших четырёхкомплектных школ, но нередко качественно превосходят их.

Успех учебно-воспитательной работы с несколькими классами зависит главным образом от умения учителя продуктивно использовать ту часть учебного времени, которая отводится на самостоятельную работу учащихся. Можно сказать, что с ам о стоятель ная р аб ота учащихся в условиях занятий с несколькими классами — это о с н о в ная дид ак – тич е с к ая з адача , из которой следует исходить при решении всех организационных и методических вопросов учебной работы,

С этой точки зрения и следует подходить как к вопросу распределения классов, так и к планированию занятий и к организации и проведению уроков.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment