Работа над новым материалом.
Учитель записывает на доске числа 10, 1, 9 и проводит арифметический диктант. Записывайте ответы в строчку. Найдите разность чисел 10 и 1, найдите сумму чисел 10 и 1 и вычтите из нее 9, найдите разность чисел 10 и 1 и вычтите из нее 9. Следующие ответы записывайте во второй строке. Найдите сумму чисел 10 и 1, найдите разность чисел 9 и 1 и прибавьте ее к 10, найдите сумму чисел 9 и 1 и прибавьте ее к 10.
Прочитайте числа, записанные в первой строчке. (9, 2, 0). Сколько цифр потребовалось для записи каждого числа? Прочитайте числа, записанные во второй строчке. (11, 18, 20). Сколько цифр потребовалось для записи каждого числа в этой строке? Числа 9, 2, 0 — это однозначные числа, а числа 11, 18, 20 — двузначные числа. Прочитайте числа, записанные наверху страницы 55 учебника, и скажите, какие числа называются однозначными, а какие — двузначными. Почему? Приведите свои примеры однозначных и двузначных чисел.
Для закрепления выполняют упражнения 1 и 2.
Работа над пройденным материалом.
1. Составление и решение задач. На доске, заранее сделан рисунок. В одной корзине 4 груши и 3 яблока, в другой — 5 яблок. Написав выражение 3 + 5, учитель предлагает объяснить: Что обозначает в этой записи каждое число? 3 — это яблоки в первой корзине, 5 — это яблоки во второй корзине. Что узнаем, если выполним указанное действие, или что показывает эта сумма? Затем можно вычислить и записать ответ в тетрадях. Аналогично идет работа над выражениями 4 + 3, 5 — 3, 7 + 5, 7 — 5.
Далее ученики выполняют по вариантам упражнение 4 (I, II, III столбики).
Работа над задачами на нахождение неизвестного вычитаемого строится примерно так же, как на предыдущем уроке. Сначала, используя схематический рисунок, решают такую задачу: Ученику надо было обвести 9 клеток в тетради (ставят 9 точек). Когда он обвел несколько, осталось обвести 3 клетки (закрывают 3 точки). Сколько клеток он обвел? (9 без 3, то есть 9 — 3 = 6) Ученики обводят 6 клеток и записывают решение. При рассмотрении упражнения 3 можно провести аналогичное объяснение решения.
2. Подготовка к введению выражений со скобками. Упражнение 5 выполняется под руководством учителя: пусть дети объяснят, какое действие нужно выполнить сначала, какое — потом.
Для самостоятельной работы можно предложить задачу: Бабушка приготовила 12 котлет. За обедом съели 6 котлет. Сколько котлет осталось? Записать все примеры на сложение двух однозначных чисел с ответом 12.