Примерная тематика уроков рисования в начальных классах

primernaya tematika urokov risovaniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

На занятиях по рисованию следует чередовать задания по всем видам работ, предусмотренных программой. Содержание занятий по всем разделам имеет одну общую задачу — научить основам рисования.

Взаимная связь всех разделов программы заключается в том, чтобы рисование на темы и декоративное рисование дали учащимся навыки, необходимые для повышения качества рисунков при работе с натуры. Декоративное рисование даёт детям навыки пользования карандашом и кистью, а рисование на темы — приучает внимательно наблюдать, осознавать виденное, обогащает зрительные представления детей.

При планировании учебного материала программы необходимо учесть органическую связь между всеми видами работы и в определённой последовательности намечать в плане задания.

При составлении плана необходимо также установить связь между рисованием и другими предметами обучения. Например, экскурсии и прогулки в плане занятий по рисованию намечаются в такие сроки, когда возможно наблюдение сезонных явлений, а рисование иллюстраций к рассказам или стихотворениям — после изучения соответствующего материала по языку.

Приведённая ниже тематика уроков рисования является примерной. Указанные в перечне объекты для рисования, а также темы в зависимости от местных условий могут заменяться другими, аналогичными по содержанию.

1 КЛАСС

1) Рисование на темы из летних впечатлений. 2) Деление узкой горизонтальной полоски вертикальными линиями и раскраска полученных прямоугольников цветными карандашами в отдельные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный и др. 3) Рисование по готовой форме небольших кружков в ряд и раскраска кружков в различные цвета. 4) Рисование нескольких кружков и их затушёвка, с постепенным ослаблением или усилением в каждом последующем кружке. 5) Рассматривание и рисование узоров, составленных из линий, полосок и простейших геометрических фигур. Ознакомление с техникой раскрашивания небольших поверхностей разными тонами. 6) Рисование на тему: «Лес осенью». 7) Рисование с натуры предметов, имеющих квадратную или прямоугольную форму. 8) Рисование на тему «Октябрьский праздник». 9) Рисование с натуры предметов, имеющих в фронтальном положении форму треугольника, круга (флаг, кольцо и пр.). 10) Рисование с натуры предметов, имеющих смешанную форму (лопата, топор, лобзик и т. д.). 2—12) Рисование с натуры засушенных листьев. 13) Рисование по памяти «Деревня», «Город». 14) Рисование с натуры простых по форме листьев — сирень, ива осина и др. 15) Рисование с натуры — папка для бумаг, портфель. 16) Декоративное рисование — узор для полоски, составленный из параллельных линий. 17) Узор в полоску из чередующихся кружков и прямоугольников. 18) Рисование на тему «Елка», 19) Узор в круге. 20) Иллюстрация к прочитанному рассказу. 21) Рисование на тему: «Снежная зима». 22— 23) Рисование с натуры и упражнение в пользовании кистью и разведении акварельных красок. 24—26) Шрифт и графическая работа. Оформление рамки календаря погоды. 27) Иллюстрация к сказке. 28—30) Рисование с натуры предметов смешанной формы. 31) Рисование узора: квадрат, заполненный узором 32) Рисование на тему «Сбор грибов». 33) Рисование с натуры — листья и цветы, простые по форме.

2 КЛАСС

1)    Рисование на тему «Воспоминание о лете» (лагерь или дача, где проводили лето). 2—3) Рисование с натуры засушенных листьев и цветов летней и осенней окраски. 4) Рисование на тему «Парк или лес поздней осенью». 5—6) Рассмотрение образцов узоров и рисование узоров, составленных из растительных форм. 7—9) Рисование с натуры предметов, представляющих собой эллипсисы и овалы (палитра, ракетка, листья акации и т. п.). 10—2) Рассмотрение и исполнение узора в квадрате; упражнение в смешении красок и составлении из основных цветов (красный, синий, жёлтый) производных. 12) Рисование с натуры предметов смешанных форм (гитара, серп и пр.). 13) Узор в прямоугольнике (элементы по выбору самих учащихся). 14) Рисование узоров в полоску из больших квадратов и маленьких кружков. 15—17) Рисование с натуры отдельных предметов различной формы. 18) Рисование на тему «Зима» 19) Рисование на тему «Новогодние каникулы» (зимние игры). 20— 21) Рисование с натуры игрушек, очертания которых состоят из сочетания изученных форм (бабочки, стрекозы, рыбки и пр.). 22) Иллюстрация к рассказам о животных. 23—25) Шрифт и графическая работа: плакатный шрифт, составление рисунков обложки для альбомов. 26) Узор в круге (по выбору учащихся). 27—28) Рисование с натуры: простые по форме цветы (лютик, подснежник). 29). Узор в круге из цветов и листьев, составленный самими учащимися. 30) Рисование на тему «Наступление весны» (по литературному материалу). 31—32) Иллюстрации к народным сказкам. 33) Рисование с натуры: ветка хвойного дерева с шишками.

3 КЛАСС

1)    Рисование иллюстраций к прочитанному рассказу о наступлении осени. 2—3) Рисование бордюров, составленных из листьев, узоров, бабочек и т. д., раскрашенных в два-три цвета. 4—7) Первоначальное понятие о перспективе и рисование объёмных предметов: рассматривание рисунка с изображением простейшего пейзажа; наблюдения над изменением величины предметов в зависимости от их расстояния от рисующего; наблюдения над изменением квадрата и круга при изменении их положения по отношению к рисующему; светопись как средство передачи объёма 8 — 10) Рисование с натуры объёмных предметов (ящик, куб, цилиндр, ведро, бидон и т. п.). 2—12) Рисование иллюстраций к знакомой сказке (например, к «Сказке о рыбаке и рыбке»). Рассматривание и разбор картин художников. 13—14) Рисование с натуры предметов шаровидной формы: мяч, глобус, овощи и фрукты. 15—16) Рисование с натуры предметов: кринка, кофейник и чашка. 17—18) Знакомство с образцами узоров (на местном материале), самостоятельное составление узоров. 19— 20) Рисование на темы: «Советская Армия», «Зимние игры и развлечения» (рассматривание и разбор картин художников). 21—22) Рисование с натуры предметов: кувшин и кружка, чернильница и пенал. 23—24) Подготовка рисунков для оформления

класса и Дня 8 марта. 25—26) Рисование с натуры: растение в горшке, цветы в банке. 27—28) Шрифт и графическая работа. Письмо лозунгов. 29—31) Рисование с натуры: посуда овощи, фрукты 32—33) Рисование на темы: «Весенние полевые работы», «Игры на открытом воздухе», «Выставка рисунков». Подведение итогов.

4 КЛАСС

1—2) Рисование на темы: «В пионерском лагере», «Летом на реке» и др. 3—4) Рисование с натуры (акварельными красками): яблоки, груши и пр. 5—7) Декоративное рисование: понятие о повторяемости в орнаменте, составление рисунков для обоев и ткани. 8—9) Рисование с натуры предметов конической и призматической формы с выявлением объёма при помощи светотени. 10—2) Иллюстрация к одному из рассказов об Октябрьской революции. Рассматривание и разбор картин художников. 12—15) Рисование с натуры группы предметов: ведро и ковш, коробки с красками и банки с кистями, кофейник и чашки и т. п. 16—17) Рисование иллюстраций к прочитанному рассказу. Рассматривание и разбор картин художников. 18—19) Рисование с натуры несложных чучел птиц (в профиль). 20—21) Декоративное рисование: эскизы узоров для росписи посуды. 22) Рисование на тему: «Охрана птиц». 23— 25) Рисование с натуры: банка с распустившимися ветками растений, аквариум, растения в горшке (акварельными красками) и пр. 26—27) Шрифт и графическая работа. Плакат на тему: «Первое Мая». 28—29) Рисование с натуры насекомых: жук, бабочка, стрекоза. 30) Иллюстрация к прочитанному тексту 31) Рисование с натуры крупных цветов в вазе. 32—33). Подготовка рисунков к выставке. Подведение итогов.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment