В 4 классе завершается изучение частей речи и предложения в объёме программы начальных классов и проводится обобщение всего изученного материала. На это обобщение в учебном плане выделяется особое время.
В начале 1-й четверти следует провести на основании проверочных работ повторение наиболее трудных разделов программы 3 класса, затем на основе результатов контрольного диктанта или изложения составить план повторения на дальнейшее время. В 1-й четверти целесообразно изучить синтаксический материал программы 4 класса с тем, чтобы в течение года систематически упражнять детей как в разборе предложений, так и в самостоятельном их построении при письме изложений и сочинении.
В начале 2-й четверти изучается тема «Правописание имён существительных мужского, среднего и женского рода на ий, ия, ие (Василий, здание, молния)». Изучение этой темы необходимо связать с повторением правописания имён существительных (программа 3 класса). Основной темой 2-й четверти является: «Склонение и правописание имён прилагательных».
В 3-й четверти продолжается изучение темы «Глагол», начатой в 3 классе: дети должны усвоить правописание глаголов с частицей -ся в изъявительном наклонении и в неопределённой и повелительной формах; глаголы даются не только с ударными окончаниями, но и с безударными, и дети усваивают правописание окончаний двух спряжений глагола, узнавая их или по 3-му лицу, или по неопределённой форме.
На 4-ю четверть падает изучение числительных, наречий, союзов и предлогов. Эти части речи изучаются главным образом практически и о них дети получают только самое общее понятие.
Вся работа над частями речи в этом классе связывается с систематическим повторением синтаксиса.
В 4 классе так же, как и в 3, работа по развитию речи проводится в связи с изучением грамматики, а также и на уроках чтения. На грамматику и правописание отводится 4 часа в неделю. Всего же в 1-й четверти отводятся 36 час. (9 недель), во 2-й четверти 28 час. (7 недель), в 3-й четверти 40 час. (10 недель), в 4-й четверти 28 час. (7 недель), а всего за год 132 часа.
В 1-й четверти работы по грамматике и право писанию планируются следующим образом:
1. Повторение пройденного по русскому языку за 3 класс — 7 час.:
контрольный диктант и грамматический разбор (даются с целью предварительной проверки); для диктанта желательно взять тот же текст, который был дан в контрольной работе в конце прошлого учебного года (1). Повторение предложения, состава слова, безударных гласных, имени существительного, глагола (4). Контрольный диктант или изложение; работа над ошибками (2).
2. Правописание приставок — 5 час.: правописание приставок в, с, над, об, под, пред (1); правописание приставок из, воз, раз, без (3); употребление твёрдого знака после приставок (1).
3. Суффиксы существительных — ек, ик, очк, ечк и их правописание. Контрольный диктант на правописание приставок и суффиксов, работа над ошибками — 4 часа.
4. Второстепенные члены предложения — 7 час.: определение (1), дополнение (2), обстоятельство (4).
5. Сложное предложение — 6 час.: выражение мыслей посредством простого и сложного предложения (2); сопоставление сложного предложения с предложением с однородными членами (1); составление сложных предложений, запятая в сложном предложении перед союзами а, но (3).
6. Обращение, его роль и место в речи — 2 часа.
7. Прямая речь, её особенности, знаки препинания — 2 часа.
8. Обобщение знаний о пройденных частях речи, о составе слова, о звуках и буквах — 3 часа. Контрольные работы: диктант на пройденные орфографические правила и правила пунктуации; грамматический разбор по членам предложения и частям речи. Разбор слов по составу; изложение текста с прямой речью.
В 4 классе так же, как и в 3, работа по развитию речи проводится в связи с изучением грамматики и заключается в словарной работе и упражнениях в построении предложений.
При повторении предложения проводится упражнение в составлении и преобразовании предложений.
В связи с повторением состава слова продолжается работа по словообразованию и подбору гнёзд однокоренных слов. Эта работа проходит в дальнейшем на материале уроков чтения, географии, естествознания и истории.
В процессе изучения темы «Правописание приставок» проводится упражнение в образовании слов с приставками и составление предложений с этими словами.
При изучении темы «Определение, дополнение, обстоятельственные слова» учащимся даются упражнения в составлении предложений с второстепенными членами (определениями, дополнениями, обстоятельственными словами). В связи с изучением простого и сложного предложений даются упражнения в составлении предложений, в том числе и предложений с однородными членами. Упражнения в составлении предложений даются и при изучении обращения и предложений с прямой речью.
Общее количество работ при обучении изложениям и сочинениям в 4 классе такое же, как и в 3 классе.
Некоторые работы по изложению и сочинению выполняются учащимися дома (примерно две работы в четверть).
В 1-й четверти (9 час.) планируются следующие виды работ:
1. Изложение рассказа с предварительным разбором содержания по плану, составленному под руководством учителя.
2. Сокращённое (конспективное) изложение прочитанного рассказа с предварительным разбором содержания по плану, составленному под руководством учителя, и кратким пересказом.
3. Домашнее изложение рассказа, прочитанного и разобранного в классе под руководством учителя.
4. Составление рассказа по сюжетной картине с предварительным разбором содержания по плану, составленному под руководством учителя.
5. Описание опыта, например: «Переход воды из одного состояния в другое», с подготовкой этой работы на уроке естествознания.
6. Домашнее сочинение по плану на тему из жизни детей или на основании прочитанного и слышанного, например, на тему «Мой любимый герой», с предварительной подготовкой.
7. Контрольное изложение.
Во 2-й четверти работу по изучению гр амматики и пр авописания можно планировать в такой последовательности:
1. Повторение правописания падежных окончаний имён существительных и правописание существительных на ий, ия, ие — 6 час.: правописание существительных мужского рода на ий (1); среднего рода на ие (1); женского рода на ия (2); контрольные работы (диктант и грамматический разбор) (2).
2. Склонение имён прилагательных — 14 час.: повторение имён прилагательных (2); склонение имён прилагательных (2); правописание окончаний родительного, творительного и предложного падежей прилагательных мужского и среднего рода (2); правописание окончаний винительного и творительного падежей прилагательных женского рода (2); правописание окончаний множественного числа прилагательных (2); суффикс -еньк у прилагательных (2); повторение сведений о прилагательных (2).
3. Повторение. Контрольные работы: диктант, изложение текста с прилагательными в разных падежах — 8 час.
В плане работы по развитию речи во 2-й четверти ведутся словарные упражнения при изучении суффиксов прилагательных: учащиеся упражняются в составления предложений с именами прилагательными в уменьшительном и ласкательном значении (Серенький зайка сидит под кустиком.)
В связи с изучением склонений прилагательных даются упражнения на распространение предложений посредством введения в них прилагательных в разных падежах.
На занятия по обучению изложениям и сочинениям во 2-й четверти отводится 7 час. Планируются следующие виды работ:
1. Изложение текста без подробного предварительного разбора содержания, но с указанием основных моментов рассказа и выяснением основной его идеи.
Такая работа проводится.2 — 3 раза.
2. Домашнее изложение рассказа, прочитанного в классе, с предварительным указанием основных моментов рассказа и выяснением основной идеи.
3. Составление рассказа по сюжетной картине с самостоятельно составленным планом,
4. Составление рассказа по данному началу с последующим составлением плана написанного.
5. Составление заметки в стенную газету.
6. Контрольное изложение.
В 3-й четверти последовательность работы по изучению грамматики и правописания может быть следующей:
1. Местоимение: личные местоимения, их склонение и правописание — 4 часа.
2. Глагол — 26 час.: повторение пройденного о глаголе в 3 классе (4); правописание 2-го и 3-го лица глаголов на -ся (4); правописание -тся и -ться (4); повелительная форма глагола (2); правописание повелительной формы глагола (2); 1 и 2 спряжение глаголов (4); повторение всего пройденного о глаголах с частицей -ся (3); контрольные работы на пройденное о глаголе (3).
3. Имена числительные количественные и порядковые — 6 час.: понятие о числительном (1), вопросы к числительным (1), правописание их (4).
4. Повторение. Контрольные работы на всё пройденное по- грамматике в 1-й, 2-й и 3-й четвертях: диктант, грамматический разбор, изложение — 4 часа.
По р азвитию р ечи в 3-й четверти следует при изучении местоимений дать ряд упражнений на замену существительных местоимениями в текстах, состоящих из 2 — 3 предложений (Ваня встал рано утром. Ваня взял корзинку и пошёл в лес. Ваня встал рано утром. Он взял корзинку и пошёл с нею в лес). В связи с изучением глагола провести следующие упражнения:
1) составление предложений с разными формами глагола;
2) замена глагола, стоящего в данном предложении в одном времени, глаголом другого времени;
3) замена глагола, стоящего в данном предложении в одном лице или числе, глаголом другого числа или лица;
4) изложение с заданием передать текст, изменив время, лицо или число глаголов.
На занятия по обучению изложениям и сочинениям в 3-й четверти отводится 10 час. Виды работ:
1. Самостоятельное изложение.
2. Самостоятельное сочинение на тему из жизни детей, например: «Самый счастливый день в моей жизни».
3. Домашнее сочинение без подготовки в классе, например, на тему «Моё любимое зимнее развлечение».
4. Составление рассказа при помощи учителя по заглавию, выраженному цитатой из знакомого детям литературного произведения, например, на тему: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».
5. Сочинение на географическую тему с подготовкой его на уроке географии после изучения соответствующего материала, например: «Как человек преобразовал пустыню в цветущий сад», «Пушной промысел в сибирской тайге» и т. п.
6. Составление несложной инструкции по выполнению какого-нибудь дела («Как сделать грядку», «Как сажать картофель»).
7. Контрольное изложение.
8. Контрольное сочинение.
В 4-й четверти работа по изучению гр амматики и пр авописания планируется в следующем порядке:
1. Наречие — 8 час.: понятие о наречии (2), правописание наиболее употребительных наречий (4); контрольная работа (2).
2. Предлог, его роль в предложении, употребление предлогов — 2 часа.
3. Союзы и их роль в предложении, употребление союзов в предложении, употребление союзов в простом и сложном предложениях — 2 часа.
4. Повторение и обобщение пройденного — 12 час.: состав слова и правописание безударных гласных (4); части речи (5); предложение (3).
6. Контрольные работы: диктант, грамматический разбор, изложение — 4 часа.
В плане работы по развитию речи в этой четверти учащиеся упражняются в составлении предложений с наиболее употребительными наречиями.
При повторении пройденного проходятся различные виды работ по составлению предложений и употреблению разных грамматических форм.
На работы по обучению изложениям и сочинениям выделяется 7 час. Планируются следующие виды работ:
1. Самостоятельное изложение.
2. Самостоятельное сочинение.
3. Сравнительное описание двух предметов, например двух животных, двух растений.
4. Сочинение типа рассуждения под руководством учителя, например на тему: «За что я люблю свою школу».
5. Домашнее сочинение на свободную тему, например: «Моя любимая книга».
6. Контрольное изложение.
7. Контрольное сочинение.
В планах работы по русскому языку, начиная с 3 класса, должно найти место сочинение на свободные, т. е. по выбору каждого ученика, темы. Эти сочинения следует давать, по мере развития у детей навыков правильности письма и умения излагать свои мысли, как домашнюю работу или взамен какого-либо вида работы из числа указанных в данном примерном плане.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова