4 КЛАСС Примерный годовой план занятий по русскому языку

4 klass primernyj godovoj plan zanyatij po russkomu yazyku Обучение в советской школе

В 4 классе завершается изучение частей речи и предложения в объёме программы начальных классов и проводится обобщение всего изученного материала. На это обобщение в учебном плане выделяется особое время.

В начале 1-й четверти следует провести на основании проверочных работ повторение наиболее трудных разделов программы 3 класса, затем на основе результатов контрольного диктанта или изложения составить план повторения на дальнейшее время. В 1-й четверти целесообразно изучить синтаксический материал программы 4 класса с тем, чтобы в течение года систематически упражнять детей как в разборе предложений, так и в самостоятельном их построении при письме изложений и сочинении.

В начале 2-й четверти изучается тема «Правописание имён существительных мужского, среднего и женского рода на ий, ия, ие (Василий, здание, молния)». Изучение этой темы необходимо связать с повторением правописания имён существительных (программа 3 класса). Основной темой 2-й четверти является: «Склонение и правописание имён прилагательных».

В 3-й четверти продолжается изучение темы «Глагол», начатой в 3 классе: дети должны усвоить правописание глаголов с частицей -ся в изъявительном наклонении и в неопределённой и повелительной формах; глаголы даются не только с ударными окончаниями, но и с безударными, и дети усваивают правописание окончаний двух спряжений глагола, узнавая их или по 3-му лицу, или по неопределённой форме.

На 4-ю четверть падает изучение числительных, наречий, союзов и предлогов. Эти части речи изучаются главным образом практически и о них дети получают только самое общее понятие.

Вся работа над частями речи в этом классе связывается с систематическим повторением синтаксиса.

В 4 классе так же, как и в 3, работа по развитию речи проводится в связи с изучением грамматики, а также и на уроках чтения. На грамматику и правописание отводится 4 часа в неделю. Всего же в 1-й четверти отводятся 36 час. (9 недель), во 2-й четверти 28 час. (7 недель), в 3-й четверти 40 час. (10 недель), в 4-й четверти 28 час. (7 недель), а всего за год 132 часа.

В 1-й четверти работы по грамматике и право писанию планируются следующим образом:

1.    Повторение пройденного по русскому языку за 3 класс — 7 час.:

контрольный диктант и грамматический разбор (даются с целью предварительной проверки); для диктанта желательно взять тот же текст, который был дан в контрольной работе в конце прошлого учебного года (1). Повторение предложения, состава слова, безударных гласных, имени существительного, глагола (4). Контрольный диктант или изложение; работа над ошибками (2).

2.    Правописание приставок — 5 час.: правописание приставок в, с, над, об, под, пред (1); правописание приставок из, воз, раз, без (3); употребление твёрдого знака после приставок (1).

3.    Суффиксы существительных — ек, ик, очк, ечк и их правописание. Контрольный диктант на правописание приставок и суффиксов, работа над ошибками — 4 часа.

4.    Второстепенные члены предложения — 7 час.: определение (1), дополнение (2), обстоятельство (4).

5.    Сложное предложение — 6 час.: выражение мыслей посредством простого и сложного предложения (2); сопоставление сложного предложения с предложением с однородными членами (1); составление сложных предложений, запятая в сложном предложении перед союзами а, но (3).

6.    Обращение, его роль и место в речи — 2 часа.

7.    Прямая речь, её особенности, знаки препинания — 2 часа.

8.    Обобщение знаний о пройденных частях речи, о составе слова, о звуках и буквах — 3 часа. Контрольные работы: диктант на пройденные орфографические правила и правила пунктуации; грамматический разбор по членам предложения и частям речи. Разбор слов по составу; изложение текста с прямой речью.

В 4 классе так же, как и в 3, работа по развитию речи проводится в связи с изучением грамматики и заключается в словарной работе и упражнениях в построении предложений.

При повторении предложения проводится упражнение в составлении и преобразовании предложений.

В связи с повторением состава слова продолжается работа по словообразованию и подбору гнёзд однокоренных слов. Эта работа проходит в дальнейшем на материале уроков чтения, географии, естествознания и истории.

В процессе изучения темы «Правописание приставок» проводится упражнение в образовании слов с приставками и составление предложений с этими словами.

При изучении темы «Определение, дополнение, обстоятельственные слова» учащимся даются упражнения в составлении предложений с второстепенными членами (определениями, дополнениями, обстоятельственными словами). В связи с изучением простого и сложного предложений даются упражнения в составлении предложений, в том числе и предложений с однородными членами. Упражнения в составлении предложений даются и при изучении обращения и предложений с прямой речью.

Общее количество работ при обучении изложениям и сочинениям в 4 классе такое же, как и в 3 классе.

Некоторые работы по изложению и сочинению выполняются учащимися дома (примерно две работы в четверть).

В 1-й четверти (9 час.) планируются следующие виды работ:

1.    Изложение рассказа с предварительным разбором содержания по плану, составленному под руководством учителя.

2.    Сокращённое (конспективное) изложение прочитанного рассказа с предварительным разбором содержания по плану, составленному под руководством учителя, и кратким пересказом.

3.    Домашнее изложение рассказа, прочитанного и разобранного в классе под руководством учителя.

4.    Составление рассказа по сюжетной картине с предварительным разбором содержания по плану, составленному под руководством учителя.

5.    Описание опыта, например: «Переход воды из одного состояния в другое», с подготовкой этой работы на уроке естествознания.

6.    Домашнее сочинение по плану на тему из жизни детей или на основании прочитанного и слышанного, например, на тему «Мой любимый герой», с предварительной подготовкой.

7.            Контрольное изложение.

Во 2-й четверти работу по изучению гр амматики и пр авописания можно планировать в такой последовательности:

1.    Повторение правописания падежных окончаний имён существительных и правописание существительных на ий, ия, ие — 6 час.: правописание существительных мужского рода на ий (1); среднего рода на ие (1); женского рода на ия (2); контрольные работы (диктант и грамматический разбор) (2).

2.    Склонение имён прилагательных — 14 час.: повторение имён прилагательных (2); склонение имён прилагательных (2); правописание окончаний родительного, творительного и предложного падежей прилагательных мужского и среднего рода (2); правописание окончаний винительного и творительного падежей прилагательных женского рода (2); правописание окончаний множественного числа прилагательных (2); суффикс -еньк у прилагательных (2); повторение сведений о прилагательных (2).

3.    Повторение. Контрольные работы: диктант, изложение текста с прилагательными в разных падежах — 8 час.

В плане работы по развитию речи во 2-й четверти ведутся словарные упражнения при изучении суффиксов прилагательных: учащиеся упражняются в составления предложений с именами прилагательными в уменьшительном и ласкательном значении (Серенький зайка сидит под кустиком.)

В связи с изучением склонений прилагательных даются упражнения на распространение предложений посредством введения в них прилагательных в разных падежах.

На занятия по обучению изложениям и сочинениям во 2-й четверти отводится 7 час. Планируются следующие виды работ:

1.    Изложение текста без подробного предварительного разбора содержания, но с указанием основных моментов рассказа и выяснением основной его идеи.

Такая работа проводится.2 — 3 раза.

2.    Домашнее изложение рассказа, прочитанного в классе, с предварительным указанием основных моментов рассказа и выяснением основной идеи.

3.    Составление рассказа по сюжетной картине с самостоятельно составленным планом,

4.    Составление рассказа по данному началу с последующим составлением плана написанного.

5.            Составление заметки в стенную газету.

6.            Контрольное изложение.

В 3-й четверти последовательность работы по изучению грамматики и правописания может быть следующей:

1.    Местоимение: личные местоимения, их склонение и правописание — 4 часа.

2.    Глагол — 26 час.: повторение пройденного о глаголе в 3 классе (4); правописание 2-го и 3-го лица глаголов на -ся (4); правописание -тся и -ться (4); повелительная форма глагола (2); правописание повелительной формы глагола (2); 1 и 2 спряжение глаголов (4); повторение всего пройденного о глаголах с частицей -ся (3); контрольные работы на пройденное о глаголе (3).

3.    Имена числительные количественные и порядковые — 6 час.: понятие о числительном (1), вопросы к числительным (1), правописание их (4).

4.    Повторение. Контрольные работы на всё пройденное по- грамматике в 1-й, 2-й и 3-й четвертях: диктант, грамматический разбор, изложение — 4 часа.

По р азвитию р ечи в 3-й четверти следует при изучении местоимений дать ряд упражнений на замену существительных местоимениями в текстах, состоящих из 2 — 3 предложений (Ваня встал рано утром. Ваня взял корзинку и пошёл в лес. Ваня встал рано утром. Он взял корзинку и пошёл с нею в лес). В связи с изучением глагола провести следующие упражнения:

1)    составление предложений с разными формами глагола;

2)    замена глагола, стоящего в данном предложении в одном времени, глаголом другого времени;

3)    замена глагола, стоящего в данном предложении в одном лице или числе, глаголом другого числа или лица;

4)     изложение с заданием передать текст, изменив время, лицо или число глаголов.

На занятия по обучению изложениям и сочинениям в 3-й четверти отводится 10 час. Виды работ:

1.    Самостоятельное изложение.

2.    Самостоятельное сочинение на тему из жизни детей, например: «Самый счастливый день в моей жизни».

3.    Домашнее сочинение без подготовки в классе, например, на тему «Моё любимое зимнее развлечение».

4.    Составление рассказа при помощи учителя по заглавию, выраженному цитатой из знакомого детям литературного произведения, например, на тему: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

5.    Сочинение на географическую тему с подготовкой его на уроке географии после изучения соответствующего материала, например: «Как человек преобразовал пустыню в цветущий сад», «Пушной промысел в сибирской тайге» и т. п.

6.    Составление несложной инструкции по выполнению какого-нибудь дела («Как сделать грядку», «Как сажать картофель»).

7.    Контрольное изложение.

8.    Контрольное сочинение.

В 4-й четверти работа по изучению гр амматики и пр авописания планируется в следующем порядке:

1.    Наречие — 8 час.: понятие о наречии (2), правописание наиболее употребительных наречий (4); контрольная работа (2).

2.           Предлог, его роль в предложении, употребление предлогов — 2 часа.

3.    Союзы и их роль в предложении, употребление союзов в предложении, употребление союзов в простом и сложном предложениях — 2 часа.

4.    Повторение и обобщение пройденного — 12 час.: состав слова и правописание безударных гласных (4); части речи (5); предложение (3).

6. Контрольные работы: диктант, грамматический разбор, изложение — 4 часа.

В плане работы по развитию речи в этой четверти учащиеся упражняются в составлении предложений с наиболее употребительными наречиями.

При повторении пройденного проходятся различные виды работ по составлению предложений и употреблению разных грамматических форм.

На работы по обучению изложениям и сочинениям выделяется 7 час. Планируются следующие виды работ:

1.    Самостоятельное изложение.

2.    Самостоятельное сочинение.

3.    Сравнительное описание двух предметов, например двух животных, двух растений.

4.    Сочинение типа рассуждения под руководством учителя, например на тему: «За что я люблю свою школу».

5.    Домашнее сочинение на свободную тему, например: «Моя любимая книга».

6.    Контрольное изложение.

7.    Контрольное сочинение.

В планах работы по русскому языку, начиная с 3 класса, должно найти место сочинение на свободные, т. е. по выбору каждого ученика, темы. Эти сочинения следует давать, по мере развития у детей навыков правильности письма и умения излагать свои мысли, как домашнюю работу или взамен какого-либо вида работы из числа указанных в данном примерном плане.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment