Рассуждение, которым обычно пользуются при умножении на 10 и на 100, состоит в следующем. При умножении единицы на 10 (100) получается один десяток (одна сотня); если умножить каждую единицу числа на 10 (100), то в произведении получится столько десятков (сотен), сколько единиц во множимом. Рассуждая так, дети под руководством учителя решают ряд примеров, сравнивают множимое и произведение и выводят правило:
Чтобы умножить число на 10 (100), надо приписать к нему справа нуль (два нуля). В дальнейшем умножают на 10, пользуясь этим правилом.
В данном случае можно применить и другой способ умножения, основанный на имеющихся у детей знаниях:
7 х 10 = 70 (из таблицы умножения)
10 х 10 = 100 (на основе нумерации)
17 х 10 = 170 (10 х 10 + 7 х 10 — прием разложения множимого на разрядные слагаемые)
100 х 10 = 1000 (на основе нумерации)
117 х 10 = 1170 (100 х 10 + 10 х 10 + 7 х 10 — тот же прием разложения множимого на разрядные слагаемые)
Сопоставив в каждом примере произведение и множимое, ученики выводят соответствующее правило. Аналогичная работа проводится при умножении на 100.