Тема: „Свержение царской власти в феврале 1917 года“ в начальных классах

tema sverzhenie czarskoj vlasti v fevrale 1917 goda v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Цель урока . Показать детям значение в борьбе за свободу союза рабочих и крестьян и роль большевиков в Февральской революции.

Ход урока . Урок начинается беседой по вопросам: Кому была выгодна война с Германией? Как относились к войне большевики? Как царское правительство относилось к большевикам? Где был Ленин? Сталин?

Далее учитель переходит к рассказу.

Трудна была работа большевиков в годы войны, но своей работы они не прекращали. Под их руководством начались массовые стачки. Большевики призывали рабочих сорганизоваться, поднять восстание, свергнуть власть царя. Недовольство среди рабочих нарастало. Когда началась война, стачек почти не было. В 1915 г. за год было уже 928 стачек, а в январе и феврале 1917 г. 1 330. Учитель чертит на доске диаграмму:

1915 г. 1917 г.

1330

Теперь рабочие шли с лозунгами «Долой войну!», «Долой царское самодержавие!» (Учитель прикрепляет эти лозунги на доску или на стену.) На борьбу поднимались не только рабочие, но и крестьяне. Большевики и в армии вели агитацию. Солдаты нередко отказывались идти в наступление. Они требовали прекращения войны.

Вот как сказано о революционном движении в годы войны в учебнике. (Учитель предлагает прочитать первую часть статьи «Революционное движение в годы войны».)

После чтения указанной части дети отвечают на вопросы учителя: Кто руководил революционным движением? К чему большевики призывали рабочих? Как выступали против войны и паря рабочие, крестьяне и солдаты?

Затем учитель спрашивает: Кто ещё выступал против царского правительства? Почему угнетённые народы начали подниматься против царского правительства? Как они боролись против царского правительства?

Далее учитель продолжает рассказ:

«Так нарастала революционная борьба. Теперь все угнетённые вместе выступали против войны, против царизма. Царь Николай 2 страшно боялся революции. Он видел, что она приближается, и думал, как бы так сделать, чтобы прекратить войну. Он хотел тайком от союзников (Англии и Франции) заключить мир с Германией, вернуть солдат с фронта и задушить революцию. А кому была нужна война? (Капиталистам.) Поэтому капиталисты не хотели мира. Но и революции они тоже боялись. Они хотели сместить царя Николая и на его место поставить другого царя. Они думали, что этим они остановят революцию. Но ни того, ни другого они сделать не успели. Революция вспыхнула, начались массовые забастовки, которые вскоре перешли во всеобщую стачку. Рабочие вышли на улицы столицы с требованием дать хлеба, прекратить войну, свергнуть царскую власть. Царские министры отдали приказ расстреливать рабочих без всякой пощады. Полицейские стреляли в демонстрантов. Рабочие строили на улицах баррикады и отстреливались от полицейских.

Прочитайте из учебника, как рабочие восстали в Петрограде».

Дети читают по указанию учителя первую статью «Восстание в Петрограде».

После чтения учитель спрашивает детей: Как царь хотел расправиться с революцией? Как буржуазия хотела справиться с революцией? Как началась революция? При помощи какой силы царское правительство подавило рабочее движение в 1905 году? (При помощи солдат.)

Учитель заканчивает свой рассказ.

«Вот и теперь против рабочих послали солдат. 26 февраля 1917 г. солдаты ещё стреляли в рабочих. В ночь на 27 февраля солдаты Волынского полка не спали — они пошли на собрание, чтобы решить — как быть? Ведь завтра опять заставят применить оружие против рабочих, и они решили не стрелять в рабочих, а присоединиться к восставшим. Весть об этом передавалась из одной казармы в другую, и всюду солдаты отказывались стрелять. А кто такие солдаты? Это — сыновья крестьян, одетые в солдатские шинели. Значит крестьяне-солдаты пошли вместе с рабочими против царя. Рабочие и солдаты арестовали царских министров, посадили их в тюрьму, а заключённых революционеров освободили. Революция в Петрограде победила потому, что создался союз рабочих и крестьян. Представители буржуазии поехали к царю. Царь отрёкся от престола и передал власть буржуазии — Временному правительству. Временное правительство говорило, что оно против царя, за рабочих. Но оно обманывало рабочих, ничего не делало для них».

В заключение проводится беседа по вопросам: Как была свергнута царская власть? Какая новая власть была создана? Учитель подводит детей к выводу: Революция в феврале 1917 г. победила потому, что ею руководили большевики, потому что все вместе — рабочие, крестьяне, солдаты и угнетённые национальности шли против царского правительства, потому что солдаты перешли на сторону рабочих. Революция совершилась, но буржуазии удалось захватить власть в свои руки.

Учитель вывешивает на доске плакат: «В 1917 ГОДУ 28 ФЕВРАЛЯ РАБОЧИЕ СВЕРГЛИ ЦАРЯ», и даёт детям на дом задание — прочитать по учебнику те статьи, которые дети читали в классе, и подготовить ответы на вопросы: Кто руководил революционным движением? К чему большевики призывали рабочих? Почему угнетённые народы начали подниматься против царского правительства? Как они боролись с ним? Как была свергнута власть царя?

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment