Содержание и методы воспитания советского патриотизма в начальных классах

soderzhanie i metody vospitaniya sovetskogo patriotizma v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Воспитать подрастающее поколение в духе советского патриотизма и советской национальной гордости — это значит, прежде всего, воспитать у детей, учащейся молодёжи чувство глубокой любви к своей социалистической родине, советскому народу, большевистской партии и её великому вождю товарищу Сталину, беззаветную преданность делу Ленина — Сталина, делу коммунизма.

Воспитание детей в духе советского патриотизма означает также воспитание у них чувства гордости за свою социалистическую родину, её героический народ, выдающихся деятелей и строителей советского государства, воспитание в духе дружбы между народами СССР, в духе солидарности трудящихся всех стран в их борьбе против капитализма, против всяческого угнетения и эксплоатации.

Воспитание советского патриотизма и чувства национальной гордости предполагает понимание всемирно-исторического значения достижений социалистического строительства в СССР, ведущей роли нашей родины в истории человечества, осознание преимуществ советского социалистического строя, превосходства советской культуры, советской идеологии над реакционной буржуазной идеологией и разлагающейся современной культурой империалистического мира.

Советский патриотизм — патриотизм д е йств енный . Он требует активного стремления людей к деятельности, творческому труду, направленному на достижение задач социалистического строительства и обороны родины от покушений врагов.

Патриотизм советского школьника должен выражаться в стремлении к отличным успехам в учении и в активном участии в различных видах посильной общественно-практической работы.

Воспитание советского патриотизма в нашей школе состоит в формировании у учащихся патриотического сознания, патриотических чувств и патриотического поведения, что достигается, как и воспитание коммунистической нравственности в целом, прежде всего в процессе обучения.

Нельзя воспитать у детей любви к родной стране, не воспитывая у них любви к своей семье, школе, родному колхозу, селу, городу, где они живут, не воспитывая уважения к самоотверженному труду людей, их окружающих, любви к родной природе. Опыт показывает, что уже в младших классах школы дети способны усвоить основные положения, раскрывающие понятие «наша социалистическая родина». По мере умственного развития детей это понятие в их сознании всё больше расширяется и углубляется.

Раскрывая содержание понятия «родина», учитель исходит из близкого, что окружает детей, что видят они в своей повседневной жизни. На уроках объяснительного чтения, истории, географии, естествознания, а также в беседах и на внеклассных занятиях учитель обращает внимание детей

на деятельность взрослых в колхозах, на фабриках и заводах, показывая, что труд — основное в жизни людей, что всё создано трудом человека. Даже учащиеся 1 и 2 классов при умелом разъяснении учителя могут понять общественное значение труда. Учитель на конкретных примерах показывает им, что в колхозах, на предприятиях идёт общая, дружная работа, что результаты труда используются для удовлетворения нужд народа, улучшения жизни трудящихся. Внимание младших школьников обращается также на то, как местные органы власти заботятся о жизни народа, строят школы, больницы, различные культурные учреждения, дороги и т. п.

Сопоставляя факты из жизни своего села, района, города с фактами из жизни трудящихся во всей стране, почерпнутыми из книг для чтения, из рассказов учителя на уроке, дети убеждаются в том, что в нашей стране вс е трудятся на общую пользу . В странах же, где власть защищает интересы капиталистов, собственников, трудящиеся живут плохо, результаты их труда присваиваются хозяевами фабрик, заводов, помещиками. Так постепенно у детей создаётся конкретное представление о нашей социалистической родине. Они узнают, что:

наша родина — Союз Советских Социалистических Республик;

наша страна — самая большая страна во всём мире;

в СССР нет капиталистов и помещиков; все люди работают на себя, на общую пользу;

СССР — братский союз народов; ни в одной стране нет такой дружбы народов, как в Советском Союзе. Великому русскому народу принадлежит руководящая роль в братском содружестве народов СССР;

советские люди горячо любят свою родину за то, что в СССР навсегда покончено с угнетением трудящихся, всё делается в интересах народа — партия и правительство, великий вождь товарищ Сталин неустанно заботятся об улучшении жизни трудящихся;

в советской стране дети окружены особой любовью и заботой;

советские дети горячо любят свою родину, свой народ, великого Сталина; на сталинскую заботу они отвечают стремлением хорошо учиться, чтобы стать образованными и культурными людьми и быть полезными своей стране.

Но задача учителя заключается не только в том, чтобы учащиеся получили определённый круг представлений, относящихся к понятию «родина», но и в том, чтобы воспитывать у детей благородное чувство горячей любви к своей социалистической отчизне, чувство национальной гордости за великие достижения советского народа в области хозяйственного и культурного строительства, воспитать готовность внести свой вклад в дело дальнейшего расцвета своей родины и грудью защищать её от возможных покушений со стороны врагов социализма.

Вся система воспитательной работы учителя должна быть направлена на формирование стремления к патриотической деятельности. Для школьника, как это указывалось выше, конкретное выражение патриотизма заключается в отличном учении, сознательной дисциплине, посильном участии в общественно-полезном труде.

В процессе обучения учитель может провести глубокую и разностороннюю работу по воспитанию у детей чувства любви к своей родине. Здесь прежде всего необходим творческий подход учителя к материалу учебных книг для чтения.

Можно указать в качестве примера опыт такой работы, проведённой в одной из школ Московской области. В 3 классе были прочитаны статьи о Волге: «Откуда берёт начало Волга», «Канал Москва — Волга» и стихотворение В. И. Лебедева-Кумача «Наша Волга».

На первом уроке, отведённом этой теме, была прочитана и разобрана статья «Откуда берёт начало Волга», Дети нашли на карте место, где начинается великая русская река. Учитель в ярком, образном рассказе описал местность, откуда берёт начало Волга, и показал рисунок, изображающий Волгу в виде маленького ручейка. Затем дети проследили по карте весь путь реки от истока до устья. Они были поражены, как из маленького ручейка образуется такая мощная река. Демонстрация картинок, изображающих Волгу в разных местах её течения, усилила впечатление детей. По указанию учителя дети нашли на карте важнейшие притоки Волги: Оку и Каму. Велико было их удивление, когда они увидели показанную им схему Волжского бассейна.

На этом первом уроке учащиеся получили элементарные географические сведения о Волге, и у них пробудилось желание узнать о ней как можно больше.

В тот же день на внеклассных занятиях детям был прочитан из журнала «Дружные ребята» очерк «Волга». Учащиеся узнали, как русский народ любит свою Волгу-матушку, воспевает в песнях её величие и мощь, как «гулял» по Волге Степан Разин, как строились старинные волжские города.

Детям было дано задание — собирать о Волге иллюстрации, чтобы составить из них альбом.

Следующий урок чтения был посвящён стихотворению Лебедева-Кумача «Наша Волга». Выразительно прочитав стихотворение, учитель раскрыл им смысл слов: «Словно тучи, печально и долго над страной проходили века»; рассказал о бурлаках и показал репродукцию картины Репина «Бурлаки». Дети обратили внимание на напряжённые позы и изнурённые лица бурлаков.

Глубоко запали в сознание детей слова стихотворения:

Разорвали мы серые тучи.

Над страною весна расцвела. И, как Волга, рекою могучей Наша вольная жизнь потекла.

Интересная беседа развернулась в связи с разбором строк:

Пусть враги, как голодные волки, У границ оставляют следы, Не видать им красавицы-Волги И не пить им из Волги воды.

Эти строки, естественно, привели к краткой беседе о Сталинградской битве. У детей было вызвано чувство гордости героизмом славных защитников Сталинграда, чувство любви к своей отчизне и ненависти к её врагам.

После этого урока дети с большим интересом работали в часы своего досуга над составлением альбома «Волга».

На третьем уроке читалась статья «Канал Москва — Волга». Материал статьи был умело дополнен рассказом учителя о том, как строился канал, о местах, по которым проходит трасса канала, о большом хозяйственном значении этого водного сталинского пути из Москвы на Волгу, связывающего воедино порты трёх морей — Белого, Балтийского и Каспийского. Свой рассказ учитель сопровождал показом иллюстраций. Дети охотно приняли задание учителя подобрать стихи о Волге и Москве. Они отыскивали их в сочинениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, современных поэтов, в листках календаря, в песенниках и приносили в класс. Эти стихи переписывались в классный альбом и иллюстрировались.

Два заключительных урока были посвящены показу Волги как родины замечательных людей, как арены крупных исторических событий.

Дети получили задание подготовить коротенькие рассказы для устного изложения в классе о волжских городах.

На заключительном (по этой теме) уроке учитель во вступительном слове сказал о необъятных просторах нашей родины, о богатствах её природы, о реках и морях, о значении Волги в жизни русского народа. Затем дети рассказывали о том, как и где начинается Волга, куда она впадает, образно описывали красоту волжских берегов, рассказывали о волжских городах, об Ульяновске — родине великого вождя революции Ленина; о городе Горьком и о великом русском писателе, чьим именем назван город; о Казани, где учился Ленин; о Саратове, Куйбышеве, Сталинграде, Астрахани и о замечательных людях и событиях, связанных с этими городами. Свои рассказы дети сопровождали стихами русских и советских поэтов о Волге. В заключительной беседе учитель обратил внимание детей на огромные преобразования в жизни Поволжья, происшедшие после Великой Октябрьской социалистической революции под руководством большевистской партии и великого вождя товарища Сталина.

Такая углублённая разработка темы о Волге имела большое образовательно-воспитательное значение.

Учитель связал единой патриотической идеей различный материал о Волге, имеющийся в книге для чтения, обратив особое внимание на показ развития Поволжья в годы советской власти. В результате интересной работы на уроках и во внеклассных занятиях Волга запечатлелась в сознании детей, как великая русская река, сыгравшая выдающуюся роль в истории нашей родины, а Поволжье, как один из замечательных районов СССР, изменивших до неузнаваемости свой облик в условиях социалистического строя. Учитель сумел в яркой и запоминающейся форме показать детям красоты родной природы, жизнь и борьбу народа до революции, творческий созидательный труд советских людей.

В данном примере необходимо отметить также и уменье учителя возбудить интерес детей к изучению родной страны, их активность в процессе обучения. На уроках и во внеклассных занятиях учащиеся не только слушали содержательные образные рассказы учителя, его выразительное чтение, но в живой беседе сами высказывали своё отношение к изучаемому материалу. Разносторонняя работа по теме не только обогатила детей многими полезными знаниями географического и исторического характера, но и способствовала воспитанию у них патриотических чувств.

Исторический материал уроков объяснительного чтения во 2 и 3 классах, а также уроки истории в 4 классе начальной школы исключительно благоприятны для воспитания патриотического чувства у учащихся.

На уроках объяснительного чтения, из рассказов учителя и чтения статей, помещённых в учебных книгах, дети узнают некоторые эпизоды из истории нашей страны, о героической борьбе народов нашей родины против иностранных захватчиков, о том, что в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в корне изменилась в нашей стране жизнь трудящихся, навсегда покончено с угнетением и порабощением народов.

На ярком и образном материале учитель знакомит детей с тем, как народы Советского Союза защищали свою свободу, честь и независимость в годы Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков.

Уже во 2 и 3 классах учащиеся должны быть ознакомлены с наиболее яркими фактами из жизни и деятельности великих вождей революции — Ленина и Сталина.

Наши дети живут в обстановке великой всенародной любви к своему вождю; они хотят как можно больше знать о самом любимом и родном человеке и с глубоким чувством слушают рассказы учителя о товарище Сталине.

Следует с особой тщательностью подойти к работе над статьями о Сталине, помещёнными в книгах для чтения или взятыми учителем из других источников.

Приведём пример урока объяснительного чтения стихотворения Янки Купала «О Сталине лучшая песня моя!» в 3 классе.

В начале урока учитель проводит с детьми беседу по содержанию прочитанного накануне рассказа П. Цвирка «Соловушка» — о юном советском патриоте, благодаря смелости и находчивости которого партизаны разгромили фашистский отряд.

Обобщая ответы детей о маленьком герое, учитель приводит учащихся к выводу о том, что весь советский народ — и старые, и молодые, и даже дети в дни Великой Отечественной войны мужественно боролись с немецкими фашистами и не жалели своей жизни для освобождения любимой родины от ненавистного врага. Переходя к объяснительному чтению стихотворения «О Сталине лучшая песня моя!», учитель ставит учащимся вопрос, логически вытекающий из беседы о «Соловушке»: «Кто же руководил советским народом и Советской Армией в этой борьбе и вдохновлял их на победу?». Дети отвечают: «Товарищ Сталин». Уточнив ответы детей на вопрос о том, кто такой товарищ Сталин, учитель выразительно читает стихотворение народного белорусского поэта. После чтения он предлагает детям открыть книгу и внимательно прочитать стихотворение про себя и затем приступает к выводу главной мысли стихотворения: народ любит своего вождя и поёт о нём лучшие песни.

На вопросы учителя дети отвечают, что песню о Сталине поют рабочие, колхозники, бойцы, лётчики — весь народ поёт песни о своём великом вожде. Ответы иллюстрируются соответствующими отрывками из стихотворения. Далее читается вслух первый отрывок:

О Сталине лучшая песня моя.

Та песня звучит в миллионах сердец.

Поёт её в поле колхозном жнея, Поёт на лугу зелёном косец.

Поля золотые, Как море, шумят, И люди в грядущее Смело глядят.

Учитель спрашивает учащихся: «Кто и где поёт песню о вожде?».

Отв ет . Колхозники поют на полях и лугах.

В о пр о с . На каких полях они поют?

Отв ет . На очень больших, как море.

В о пр о с . Почему поля золотые?

Отв ет . На них растут рожь и пшеница жёлтые, как золото.

В о пр о с . Как вы понимаете выражение «Люди в грядущее смело глядят»?

Отв ет . Люди в будущее смело глядят.

В о пр о с . Почему люди смело глядят в будущее?

Отв ет . Потому что с ними Сталин. Они надеются, что в будущем жизнь будет ещё лучше.

В о пр о с . Какое заглавие можно дать прочитанному отрывку?

Отв ет . Колхозники поют песню о вожде.

Так же читается и разбирается второй отрывок и заключительная часть стихотворения:

О Сталине лучшая песня моя, —

Та песня от солнца, от ясной зари.

Учитель так объясняет это выражение: «Когда на небе сияет яркое солнце или светит ясная заря, нам весело, мы счастливы. Так и песни о товарище Сталине слагаются от того, что мы живём в самой свободной счастливой стране. А эту свободу, это счастье дал нам товарищ Сталин».

В последней части урока дети декламируют известные им стихи о товарище Сталине.

Учитель на уроках и на внеклассных занятиях с детьми должен неоднократно возвращаться к освещению жизни и деятельности Ленина и Сталина, давая в своих рассказах запечатлевающиеся образы этих величайших вождей прогрессивного человечества.

Если в 1 классе дети узнают из учебной книги для чтения и из рассказов учителя о школьных годах Ленина и Сталина, об их горячем стремлении к знаниям, о присущем им чувстве товарищества, то на уроках истории в 4 классе Ленин и Сталин предстают перед учащимися как вожди и организаторы рабочего класса в их борьбе против капитализма, за победу социалистического строя, как люди, для которых интересы народа превыше всего.

В связи с изучением истории нашей родины учитель имеет возможность на конкретном материале всесторонне показать благородные черты любимых вождей революции: их принципиальность, решительность, несгибаемую волю, настойчивость в осуществлении целей борьбы за освобождение человечества от эксплоатации и угнетения, стремление к постоянной связи с народом, безграничную любовь к родине и неустрашимость в борьбе с врагами трудящихся.

На уроках истории дети осознают и величайшую роль Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) в борьбе народов нашей страны за социализм, как вдохновителя и организатора всех наших побед, и проникаются горячей любовью к её вождям. Учащиеся убеждаются также в преимуществах советского строя и его передовой культуры.

Весь этот исторический материал необходимо подобрать и изложить так, чтобы он воздействовал на чувства и сознание детей. Живой и образный рассказ учителя, литературно-художественный материал, картины, кино — всё это должно быть поставлено на службу учебно-воспитательным задачам школы.

Готовясь к проведению уроков истории, учитель всегда должен ставить перед собою вопрос: в какой мере отобранный для урока материал и методы его преподнесения учащимся могут воспитать у детей чувство советского патриотизма, гордость за свою социалистическую родину, любовь к ней, готовность служить делу Ленина — Сталина, веру в свои силы и стремление преодолеть любые трудности во имя торжества идей коммунизма?

Изучение географического материала во 2 и 3 классах, заключающееся в знакомстве с природой родной местности, картинами жизни колхоза, родного города, с занятиями жителей, в чтении географических статей, рассказах учителя, наблюдениях и экскурсиях, должно также способствовать формированию у детей патриотического чувства.

В 4 классе учащиеся на конкретных примерах знакомятся с природными богатствами нашей родины, с многообразной хозяйственной деятельностью народов Советского Союза, с важнейшими стройками сталинских пятилеток.

При изучении природных зон СССР учитель знакомит детей со всем разнообразием природных условий нашей огромной страны, показывает, как в процессе социалистического строительства меняется её лицо, как трудящиеся «переделывают природу» в интересах улучшения своей жизни.

Такие факты, как завоевание Северного полюса, освоение Великого Северного морского пути, разработка богатств Хибинской горной тундры, создание величайших каналов — Беломорско-Балтийского имени Сталина и имени Москвы (Москва — Волга), преобразование пустынь Средней Азии, осуществление сталинского плана преобразования природы (создание полезащитных полос, водоёмов и т. п.), огромный размах хозяйственного и культурного строительства в национальных республиках и областях Советского Союза, — должны быть использованы учителем для воспитания у детей интереса к познанию своей страны и любви к ней. Демонстрация географических картин по отдельным зонам, учебных кинофильмов, чтение художественных рассказов географического содержания, проведение «путешествий по карте» в значительной мере усиливают интерес детей к географии страны и вооружают их конкретными знаниями в этой области.

Неоценимое воспитательное значение имеет краеведческая работа, которая может быть организована уже в младших классах школы. Краеведение должно быть исходным моментом в первоначальном изучении географии в 3 и 4 классах. Хорошее знание самим учителем местного края, района поможет ему осуществить в полной мере эту задачу.

Многое может дать для воспитания у детей любви к родине и естествознание. Обращая внимание на красоту и богатство местной природы и природы страны, учитель вызывает у детей яркие эмоциональные переживания и способствует формированию патриотических чувств.

Так же, как и на уроках географии, учителю при прохождении природоведческого материала следует остановить внимание учащихся на фактах завоевания природы советскими людьми. Детям должны стать известными имена крупнейших русских естествоиспытателей — Тимирязева и Павлова, а также преобразователей природы — Мичурина и Лысенко.

На уроках естествознания и во внеклассных занятиях надо знакомить учащихся с выдающимися достижениями передовиков социалистического сельского хозяйства, добивающихся в результате самоотверженного стахановского труда высоких урожаев и высокой продуктивности животноводства.

Задачи патриотического воспитания учащихся осуществляются и в преподавании таких предметов, как рисование и пение. Тематическое рисование, знакомство с некоторыми картинами советских художников, с русской музыкой и песнями, а также с музыкой и песнями народов СССР (в соответствии с учебными программами), разучивание песен советских композиторов — всё это благодарный материал воспитательного характера.

Большую воспитательную работу может провести учитель в связи с разучиванием детьми государственного «Гимна Советского Союза». Детям надо разъяснить, почему при исполнении гимна все встают; они должны проникнуться сознанием того, что «Гимн Советского Союза» — это священный гимн освобождённого и счастливого советского народа, борющегося за коммунизм.

Продуманная организация обучения, обеспечивающая осуществление задач воспитания младших школьников в духе советского патриотизма, должна дополняться разнообразной внеклассной и внешкольной работой.

При организации внеклассного чтения учителю необходимо позаботиться о подборе соответствующих произведений для домашнего чтения детей, а также громкого чтения в классе во внеучебное время. Наряду с книгами, рекомендованными программой, следует привлекать новинки детской литературы, рассказы и очерки, публикуемые в детских журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», газете «Пионерская правда», в республиканской и в областной детской печати. Опыт школ показывает, что не только в старших, но и в начальных классах полезно проводить в порядке внеклассной работы коллективное обсуждение прочитанных книг.

Вот как, например, в одной из школ было организовано в часы внеклассных занятий обсуждение известной повести В. Катаева «Сын полка».

В этой своеобразной читательской конференции приняли активное участие учащиеся 3 и 4 классов.

В кратком вступительном слове учитель говорит о героизме советского народа, грудью вставшего на защиту своей социалистической родины и под руководством великого Сталина разгромившего немецко-фашистских захватчиков. Он говорит о том, что советские дети внесли свой вклад в дело разгрома врага, принимая посильное участие в общественно-полезной работе в помощь фронту, о том, что тысячи юных патриотов проявили себя, как герои, участвуя в боях с ненавистным врагом. Затем учитель даёт краткую характеристику повести Катаева.

После этого слово получает одна из учениц, которая напоминает собравшимся содержание повести. Затем дети инсценируют наиболее яркие отрывки изучаемого произведения: сцену встречи Вани Солнцева с воспитанником гвардейской части и сцену допроса Вани Солнцева в немецком штабе. Чуткая детская аудитория активно и глубоко эмоционально реагирует на ход действия, восторгаясь стойкостью юного патриота, попавшего в лапы врагу. Вслед за этим развёртывается оживлённое обсуждение повести по вопросам учителя. Раскрывая образ «сына полка», учитель останавливается на вопросах, почему советские разведчики полюбили Ваню Солнцева, почему он не захотел отправиться в тыл, а остался на фронте, почему капитан Енакиев простил Ваню, совершившего побег от сержанта Биденко, сопровождавшего его в тыл, как Ваня Солнцев вёл себя на допросе в немецком штабе, и т. д. В заключение учитель обобщает высказывания детей о юном герое.

Обсуждение этого глубоко патриотического произведения произвело на детей большое впечатление.

В связи с прочитанными книгами могут проводиться конкурсы на лучший рассказ, рисунок, с последующей выставкой детского творчества.

Полезно организовать силами учащихся различные тематические уголки, например уголок «Наш край», «Наша Родина», «Дружба народов СССР» и т. п. Организацию этих тематических уголков, составленных из фотоиллюстраций, рисунков, вырезок из журналов и газет и т. п., можно приурочить к прохождению определённых тем по истории, географии, естествознанию, к празднованию знаменательных дат, связать с внеклассным чтением художественных произведений. Особенно велико воспитательное значение советских праздников и знаменательных дат.

Не следует допускать однообразия в проведении праздников. Наряду с беседой о значении того или другого праздника или знаменательной даты необходимо организовать выпуск праздничного номера стенной газеты, подготовить содержательный детский утренник, спектакль, организовать посещение детских театров, кино, провести громкие чтения с использованием аллоскопа, диапозитивов и т. п.

Нужно как можно больше поощрять детскую самодеятельность и творчество. Дети должны быть не только зрителями, но прежде всего активными участниками всех организуемых мероприятий.

Для воспитания учащихся в духе сталинской дружбы между народами, помимо разъяснения этого вопроса на уроках и на внеклассных занятиях полезно наладить переписку с учащимися, пионерами школ национальных республик и областей. В районах со смешанным национальным составом можно организовать совместное проведение различных внешкольных мероприятий.

Советский патриотизм должен проявляться у наших детей на деле, характеризовать их практическое поведение. Необходимо разъяснить учащимся, что их главная патриотическая обязанность — хорошо учиться.

«Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине», — так формулируют это практическое выражение советского патриотизма школьника государственные «Правила для учащихся».

С точки зрения действенного патриотического воспитания важное значение имеет также общественная работа учащихся. Принимая посильное участие в ней, дети чувствуют себя участниками общенародной жизни, социалистического строительства, приобретают необходимые организационные навыки, практикуются в творческой деятельности в коллективе.

На первых порах младшие школьники приучаются к выполнению различных несложных поручений учителя как индивидуальных, так и коллективных.

В начальных классах наиболее распространены следующие виды внут- ришкольной общественной работы учащихся: дежурство по классу и по школе, выполнение поручений учителя и коллектива (наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием класса, оформление классного помещения, изготовление наглядных пособий, работа по озеленению школы и т. п.), помощь товарищам в ученье.

В дни Великой Отечественной войны дети принимали активное участие в такой общественной работе, как сбор металлического лома, лекарственных трав, уход за ранеными воинами; широко развилось в годы войны и тимуровское движение по оказанию трудовой помощи семьям ушедших на фронт. Старшие школьники работали в сельском хозяйстве по сбору урожая, уходу за скотом.

В послевоенный период восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства страны школьники также вносят свою долю в общее дело социалистического строительства.

Общественно-полезная работа детей идёт главным образом по линии пионерской организации, направляющей общественную активность и самодеятельность пионеров. Эта работа учащихся начальных классов должна быть посильной и отвечать учебно-воспитательным целям. Младшие школьники сельских школ могут выступить с показом детской художественной самодеятельности в колхозном клубе, взять шефство над молодняком сельскохозяйственных животных в своём колхозе, организуя уход за ним в свободное от занятий время, принять участие в древонасаждениях, в посадке плодовых колхозных садов, охране природы и т. п.

Разумеется, во всей этой работе необходимо соблюдать определённую меру, не допуская перегрузки детей непосильными заданиями. Необходимо добиваться того, чтобы школьники осознали общественное значение своей практической работы, хорошо понимали, что и в каких целях они делают.

Проводя воспитательную работу в классе, учитель должен формировать у детей готовность к совершению героических подвигов во имя родины, подобно тому как выполняли свой долг перед отечеством славные представители советской молодёжи — Зоя Космодемьянская, Александр Чекалин, благородные герои Краснодона. Но при этом необходимо помнить, что школа, пионерская организация и семья обязаны воспитать у детей — будущих граждан социалистического государства — не только стремление к героическому подвигу, но и способность к осуществлению «самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы».

Эта задача осуществляется школой путём трудового воспитания детей.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment