I. Мобилизующий этап
На доске записаны слова:
машина, малина, калина.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух).
Учитель. Найдите общие признаки данных слов. Назовите их.
Ученик. В словах машина, малина, калина по три слога.
Ученик. В этих словах ударение падает на второй слог.
Ученик. В этих словах одинаковое количество гласных и согласных. И т.д.
Учитель. Какое слово можно выделить и почему?
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите согласную букву, которая имеется в каждом из этих слов. Определите, какая она: заглавная или строчная. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик. В каждом из слов: малина, машина, калина есть согласная буква н. Она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква к». (Учитель пишет тему урока на доске.)
Учитель. Тему мы знаем. Давайте поставим цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву и, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения машины
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы н
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы н;
2) письмо учащимися строчной буквы н в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы и по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний со строчной буквой н: ну, на, ни.
Учитель. Сначала мы запишем буквосочетание, в котором буква н обозначает мягкий согласный звук. (Учащиеся пишут буквосочетание ни, указывая вид соединения.)
Учитель. Оставшиеся буквосочетания запишем по порядку, увеличивая в них на одну количество согласных. (Учащиеся выполняют задание, указывая способ соединения.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова: оно, они, она, он.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Эти слова мы запишем по-одному, но в другом порядке. Первым запишем слово, которым можно заменить слово мальчик. (Учащиеся пишут слово он.)
Учитель. Далее запишем слово, которым можно заменить слово земля. (Дети пишут слово она.)
Учитель. Сейчас запишем слово, которое можно употребить вместо слова море. (Дети пишут слово оно.)
Учитель. А теперь вы придумайте задание к слову они. (Слушаются варианты задания детей. Записывается слово они.)
Учитель. Какое из записанных слов можно выделить и почему?
Ученик. Можно выделить слово он. В нем две буквы и два звука. В остальных словах – по три буквы и по три звука.
Ученик. Можно выделить слово они. В нем буква н обозначает мягкий согласный, а в остальных – твёрдый.
VIII. Письмо предложения
На доске запись: … и … – они.
Учитель. Посмотрите на эту запись. Подумайте, какие слова из тех, которые мы сейчас записали, можно использовать, чтобы получилось предложение.
Ученик. Он и она – они. (Учащиеся записывают предложение.)
IX. Итог урока
Учитель. Коротко расскажите, чему вы научились на уроке.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007