Итак, мы теперь можем кратко охарактеризовать, что означает «активизировать учение» и что для этого необходимо.
Для того чтобы младший школьник мог быть активным в процессе учения, необходимо во-первых, обеспечить ему широкую возможность для проявления самостоятельности в учебной работе, во-вторых, научить его эффективным методам и приемам самостоятельной работы, в-третьих, пробудить в нем стремление к самостоятельности, сделав для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач.
Принцип активизации обучения влияет на содержание всех других принципов и заставляет нас несколько по-новому подойти к таким известным принципам, как доступность, систематичность и наглядность обучения.
Под доступным материалом надо понимать такой учебный материал, который может быть усвоен учеником в результате самостоятельных умственных усилий.
Принцип систематичности обучения приобретает при повышении активности учеников несколько иной смысл. Причем несомненно сохраняется определенная последовательность в усвоении знаний и формировании навыков, для усвоения более сложных из них требуется овладение более простыми, составляющими их основу. Вместе с тем в обучении в некоторых случаях может оказаться целесообразным идти, наоборот, от более сложного к более простому.
Требование активизации учения оказывает также существенное влияние и на понимание принципа наглядности.
В ходе обучения арифметике ребенок должен овладеть целым рядом понятий, носящих все более и более отвлеченный характер. При этом час!0 возникает необходимость конкретизировать их содержание, используя с этой целью различные средства наглядности.
Но одна из сторон наглядности должна быть особенно подчеркнута, когда ставится задача активизировать учение.
Мы имеем в виду самостоятельное использование средств наглядности младшими школьниками. До сих пор именно на эту очень существенную сторону обращалось мало внимания. Обычно учитель сам предлагает ученикам наглядные пособия, сам чертит для них схемы и т. д. Но в этих условиях школьник не научится самостоятельно использовать наглядность при решении новых для него задач. Как и в других случаях, для формирования соответствующего умения необходима практика, систематические упражнения в использовании наглядных пособий в процессе самостоятельной работы. При этом от ученика требуется не только понять данный чертеж и использовать его при решении задачи, но и самому, там, где это необходимо, составить чертеж, помогающий раскрыть зависимости, содержащиеся в условии задачи.
Школьники должны сами, без специального побуждения учителя, ясно представить себе то, о чем говорится в задаче. Ученики III, IV классов вполне могут самостоятельно построить схему, помогающую им найти зависимости между данными и искомым задачи.
Таким образом, дидактические принципы не представляют собой простой суммы требований, определяющих успешность процесса учения. Они составляют систему, элементы которой, хотя и неразрывно связаны друг с другом, не являются равнозначными. Одни из них, такие, как принцип связи с жизнью и принцип активизации, имеют определяющее значение, влияя на содержание всех других. Иную роль играют принципы доступности, систематичности и наглядности, они имеют подчиненное значение, и их содержание в значительной мере зависит от того, осуществляются ли принципы связи с жизнью и активизация учения.
Помимо указанных, изучен и выявлен в психологических исследованиях ряд других принципов, имеющих не менее важное значение, которые отражают конкретные закономерности учебной деятельности.
Характеризуя их, мы будем описывать те требования, какие они предъявляют к мышлению школьника, и раскроем те условия, при которых наиболее легко выполняются эти требования.